Специальные выпуски
Новая жизнь врача
В условиях борьбы с COVID-19 быстро переориентироваться пришлось не только больницам, но и обычным поликлиникам. Врачи и медсестры вынуждены вносить коррективы в привычный ход работы и быта.
— Прежде всего, не стоит забывать, что среди медработников, как и среди пациентов, есть люди старше 65 лет и с хроническими заболеваниями, — рассказывает заместитель главного врача городской поликлиники № 7 Марина Мартынева. — Это группы риска, и их мы по возможности отправили в отпуск. Так что работников в принципе стало меньше. Поэтому перевели специалистов тех отделений, где поток больных снизился, на участковую работу — ее объем за это время вырос примерно в три раза.
И немалая ее часть — дистанционная.
— Мы постоянно прозваниваем пациентов, расспрашиваем о самочувствии и документируем эту информацию, — поясняет Марина Юрьевна. — Сейчас в нашем ведении 20 домов, где есть горожане с коронавирусом в легкой и бессимптомной форме или контактные лица. Все они находятся на самоизоляции, и их состояние может измениться в любой момент. Пока у нас восемь больных (двое из них дети). В зависимости от симптомов мы звоним им до двух раз в день и приходим по первому требованию.
Точно так же здесь идет работа и с обычными «хрониками»: их состояние контролируют по телефону, а лекарства и рецепты приносят на дом.
— Что самое трудное? Исправлять безответственность контактных лиц, — говорит доктор Мартынева. — Они считают себя здоровыми, выходят гулять, едут на дачу в общественном транспорте. Приходишь на осмотр — а их нет дома. Приходится привлекать правоохранительные органы.
Другая рутина
— Сегодня вызовов на дом было всего шесть, — рассказывает врач-терапевт одной из городских поликлиник Анастасия Егорова. — И знаете, это теперь, можно сказать, свободный день. Наш нынешний стандарт — 10. Потому что и другими вещами, кроме новой инфекции, люди болеть не перестали: трое с ОРВИ, двое — прикрепленные к нашему участку лежачие больные, ну и один очередной паникер.
Анастасия признается, что те, кто поддается панике, — самые сложные пациенты. Они старательно выискивают у себя симптомы и требуют тест. И врач раз за разом повторяет, что пациент за границу не выезжал, с COVID-положительными не контактировал, а значит, проводить тест нет смысла.
Впрочем, медработники относятся к этому философски: пусть лучше так, чем скрывать симптомы.
— Для врача страшно, если заболеваемость продолжит расти, — замечает Анастасия. — Нагрузка увеличится еще больше, хотя даже сейчас порой приходится переносить визиты, если это не срочно. Нужно оказывать помощь сначала острым пациентам и потенциальным «плюсам», а уже потом тем, кто может подождать.
Она говорит, что ее личный рекорд вызовов — 18. Тогда пришлось опоздать на прием в поликлинике:
— Двое диабетиков вынуждены были сидеть два часа и ждать, чтобы получить рецепты на инсулин. Вот как здесь выбрать, кому нужнее?
Думаете, не страшно?
Медицинские сестры не отстают по нагрузке от докторов, особенно в детских поликлиниках. Ведь никто не отменял патронаж новорожденных, профилактические приемы и прививки, бумажную работу, которой прибавилось. Кстати, и тесты на коронавирус проводят именно медсестры.
— Это тяжело физически, — говорит Самира Асадова, участковая медицинская сестра городской детской поликлиники № 24. — Жарко, в туалет не сходишь — нельзя расстегивать защитный комбинезон. Представьте себя одетыми в полиэтилен. А теперь еще два чемодана в руки — и пешком на десятый этаж, потому что лифт сломался. Тесты делаем каждую неделю, так как «плюсы» среди пациентов есть. Вот, 6 мая на моем участке было два.
Но это не жалоба. Главное, что защитные костюмы есть, и их хватает. Больше влияет на нее и коллег моральная усталость и необходимость постоянно призывать людей к ответственности.
— Я еще могу понять 16—17-летних ребят, которых родители не могут удержать дома, если те болеют легко или бессимптомно, — рассказывает медсестра. — В конце концов, кто в 17 лет маму слушается? Но некоторые взрослые хуже подростков. Вот на прием пришла мама с ребенком, у него высокая температура, кашель — все по протоколу. Она не вызвала на дом педиатра, не пришла в бокс для оказания неотложной помощи, а села в общую очередь! И на приеме выяснилось, что она потенциальный «плюс». Вот как еще людям объяснять? Они думают, нам не страшно?
А страшно, признается Самира, не только за себя, но и за семьи. От своего сына она не изолирована и именно поэтому не отдает его в дежурную группу детского сада.
— Через неделю в саду ребенок заболеет, а как я пойду на больничный, если медперсонала и так не хватает? — спрашивает Самира. — А если мой ребенок чем-то заразит других? Я это вряд ли смогу себе простить, ведь мы должны показывать пример другим.
Так давайте, пожалуйста, следовать этому примеру, чтобы всем в непростой ситуации было легче.
Измеряем правильно
В воскресенье, 17 мая, уже в 16-й раз отмечался Всемирный день борьбы с артериальной гипертонией.
Повышенное артериальное давление — самый грозный фактор развития инфаркта миокарда и ишемического инсуль-та. Более полутора миллиардов людей во всем мире страдают этим заболеванием, и притом, по статистике, около 45 процентов больных не знают, что их показатели превышают норму.
— Поэтому цель различных мероприятий в этот день — повысить информированность об осложнениях гипертонии и о том, как ее предотвратить, — отмечает заместитель начальника отдела городского управления по физической культуре, спорту и здравоохранению Елена Орлова.
Главное здесь — регулярно измерять свое давление. А вот тут есть проблема: как показывает практика, многие дома делают это неправильно. Хотя есть понятный алгоритм. Вот он.
1. Наиболее оптимально пользоваться автоматическими или полуавтоматическими наплечными тонометрами. Приборы на запястье, электронные гаджеты и фитнес-браслеты не подходят из-за большой погрешности и ошибок. Обязательно изучите инструкцию.
2. Манжета должна быть правильного размера: стандартная не подойдет людям с ожирением или большой мышечной массой, а также очень худым и миниатюрным.
3. Давление надо измерять в состоянии покоя. При стрессе или психоэмоциональном возбуждении оно закономерно повышается, также как и при любой боли.
4. Перед замерами нельзя курить, употреблять кофеин и быть физически активным (тогда надо подождать минимум 30 минут). Кстати, лучше не курить вообще.
5. Мочевой пузырь должен быть пустым. Подождите хотя бы 5 минут после посещения туалета.
6. Манжету тонометра нужно надевать только на голую руку — никаких рукавов.
7. Также важно правильное положение. Сядьте прямо, с поддержкой для спины (на стуле, но не на диване), ноги опустите на пол и не скрещивайте. Рука, на которой проводится измерение, должна опираться на плоскую поверхность, плечо — быть примерно на уровне сердца, нижняя часть манжеты — находиться прямо над локтевым сгибом.
8. Измерять давление лучше в одно время, как правило, утром и вечером, если врач не рекомендовал другое. Делайте 2—3 измерения с интервалом в 2—3 минуты. Результаты фиксируйте в блокноте — так их легче передать врачу.
Гипертонией считается стойкое артериальное давление выше 139/89 мм. рт. ст. Но при домашнем измерении тревожиться стоит уже при цифрах более 135/85 мм. рт. ст.
Не бойтесь отказаться от яблока
Городское управление по физической культуре, спорту и здравоохранению запустило новый проект, посвященный правильному питанию. Вместе с главным внештатным диетологом края мы разбираемся, что в этом важном вопросе правда, а что — всего лишь неподтвержденные предрассудки.
— В последнее время возникает много споров по поводу фруктов, — говорит врач краевой клинической больницы № 1, гастроэнтеролог и диетолог Элеонора Чесная. —Одни говорят, что есть их нужно чем больше, тем лучше, и даже придумали фруктовые диеты, другие настаивают, что они вредны и лучше их не употреблять. Давайте разбираться.
Для этого Элеонора Александровна предлагает снова обратиться к пищевой пирамиде.
— Мы отчетливо видим, что фрукты и овощи находятся на одной ступени, но распределение их в рационе человека не одинаково, — продолжает она. — Количество овощей должно превышать количество фруктов. Суточная норма последних — две — четыре порции, что соответствует 200 г сырых, 100 г консервированных или 30 г сухофруктов.
Удивились? Да-да! Нам действительно нужен не килограмм, а всего-то одна-полторы штуки крупных яблок или груш, один банан либо полстакана свежих ягод. Но почему?
— Потому что во фруктах кроме полезных витаминов, микроэлементов и клетчатки, содержится фруктовый сахар, — объясняет доктор. — В двухсотграммовом яблоке примерно 10—15 г фруктозы в зависимости от сорта: в кислых меньше, в сладких — больше. А помимо фруктозы, есть еще и сахароза, но в меньшем количестве.
Вот и выходит, что при употреблении небольшого количества фруктов и ягод мы получаем огромную пользу в виде витаминов и микроэлементов, которые восполняют запасы нашего организма, а также клетчатки, которая способствует детоксикации и является питательной средой для микрофлоры кишечника. Но избыточное увлечение ими ведет к повышению сахара в крови, урчанию и вздутию в животе, развитию дисбиоза кишечника и избыточному весу. К тому же люди, страдающие сахарным диабетом, особенно второго типа, из-за этого могут усугубить течение заболевания и формирование ожирения печени.
— Отдельно хочется поговорить о фруктовых и ягодных соках, — добавляет Элеонора Чесная. — Свежевыжатый сок —кладезь витаминов и микроэлементов. Чтобы получить стакан такого напитка, необходимо взять, к примеру, три-четыре апельсина или 500—800 г ягод. Но при этом количество клетчатки уменьшается, а биодоступность фруктового сахара увеличивается. Так что риск повышения уровня сахара в крови обеспечен. Поэтому суточная норма сока всего 100 мл. Так, конечно, неинтересно. Выход — разбавлять сок водой.
С консервированными соками, по ее словам, все гораздо более неоднозначно:
— Да, несомненно, витамины и микроэлементы в них есть, но сахара в разы больше, причем не фруктового, а обычного рафинированного. Поэтому я выступаю за отказ от употребления консервированных соков. Пользы от них намного меньше, чем вреда.
Уважаемые читатели! Вы можете задать вопросы специалистам здравоохранения. Письма присылайте по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Ким Ю Чена, 6. E-mail: dulanova@mail.ru