Вопрос — ответ
logo

Специальные выпуски

Вопрос — ответ

На вопросы читателей отвечает консультант отдела по правовому информированию, координации, планированию и связям с общественностью юридического управления администрации г. Хабаровска Владимир Зинченко.

Береги чеки из аптеки

аптека.jpg

Могу ли я оформить налоговый вычет на лекарства, если покупал их для матери?

Ответ. Предусмотрен социальный налоговый вычет за медицинские услуги налогоплательщику, его супругу (супруге), родителям, детям в возрасте до 18 лет, а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

Основание. Пп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ.

В целях получения социального налогового вычета налогоплательщик представляет в налоговые органы налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) с приложением подтверждающих документов, а именно рецептурного бланка, оформленного медицинским работником, платежных документов (например, кассового чека) из аптечной организации, осуществившей отпуск лекарственного препарата, документ, подтверждающий родство (например, свидетельство о рождении).

Социальный вычет предоставляется в сумме фактически произведенных расходов на вышеуказанные цели, но не более 120 тыс. руб. за календарный год. Данная сумма учитывается в совокупности с другими социальными вычетами, за исключением вычетов по расходам на обучение детей и на дорогостоящее лечение. При этом расходы на оплату дорогостоящего лечения включаются в состав социального вычета в полной сумме.


Деньги из воздуха

Живу в частном доме. Часто езжу в длительные командировки. С региональным оператором по вывозу мусора никаких договоров не заключала. Недавно получила первую от него квитанцию с большим уже долгом. Как уладить вопрос и предусмотрен ли перерасчет для тех, кто по долгу службы часто отсутствует по месту проживания?

Согласно ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. То есть если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и необходимые для заключения договора документы, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте (п. 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).

В соответствии с п. 8(18) Правил, до дня заключения договора услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.

Для уточнения информации по периоду, за который образовался долг, и сумме долга вы вправе обратиться к Хабаровскому региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами (г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 57, оф. 339, тел.: 45-55-00, 8-924-308-8-308.

Что касается вопроса перерасчета для тех, кто отсутствует по месту проживания, то с 01.03.2023 вступают в силу изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, предусматривающие возможность перерасчета.

Согласно вышеуказанным изменениям, при временном, то есть более пяти полных календарных дней подряд, отсутствии в жилом помещении потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании заявления и документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя в жилом помещении, осуществляется перерасчет размера платы за указанную услугу в установленном порядке.

В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться, например, копия командировочного удостоверения, или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку, или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов; счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии и другие.


Работа с прохладцей

отопление.jpg

В январе из-за аварии на ТЭЦ в квартире и на работе было холодно — снизилась температура теплоносителя. Получается, услуга оказана некачественно. Должны ли мне сделать перерасчет в беззаявительном порядке?

Ответ. Если допустимая продолжительность перерыва и (или) допустимые отклонения качества предоставления коммунальной услуги по отоплению из-за аварии на ТЭЦ были нарушены, должен быть сделан перерасчет.

Основание. Пп. «ж» п. 69, п. 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Допустимая продолжительность перерывов и допустимые отклонения качества предоставления коммунальной услуги по отоплению, в том числе по температуре, определены в приложении № 1 к Правилам:

— допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение месяца; не более 16 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры; не более 8 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C; не более 4 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C;

— обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях — не ниже +18 °C (в угловых комнатах — +20 °C);

— допустимое снижение нормативной температуры в ночное время (от 00.00 до 05.00) — не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 05.00 до 00.00) не допускается.

По общему правилу, если в квартире холодно, потребителю в соответствии с п. 105, 106 Правил следует уведомить аварийно-диспетчерскую службу исполнителя коммунальной услуги о ее ненадлежащем качестве. Сообщение может быть сделано устно, в том числе по телефону либо письменно, и подлежит обязательной регистрации.

Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы причины нарушения качества коммунальной услуги неизвестны, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.

По результатам проверки составляется акт, в котором указываются, в частности, дата и время проведения проверки и выявленные нарушения либо отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги.

Согласно пп. «ж» п. 69 Правил акт проверки служит основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги.


В кабале у банка

В банке меня уговорили оформить кредитную карту.  Пользовалась ею два года. Все выплатила, согласно выписке из банка. Сейчас мне звонят по сто раз в день, якобы у меня долг. Но по документам я все закрыла. Куда пожаловаться на банк? И какие действия мне предпринять?

Ответ. В целях исключения возможных мошеннических действий, а также для получения достоверной информации о наличии (отсутствии) долга, его сумме и основаниях начисления вам следует обратиться в банк с ранее выданной выпиской, подтверждающей отсутствие долга.

Основание. Ст. 11, п. 1 ст. 819 Гражданского кодекса РФ, п. 9 ст. 4, ст. 56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

В случае возникновения спора по вопросу долга банк вправе обратиться в судебные органы, где спор будет рассмотрен по существу.

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями законодательства РФ. В случае нарушения законодательства РФ банком возможно обратиться в территориальное подразделение Банка России — отделение по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 42, тел.: 32-46-23, 39-99-06).


Выгодные месяцы

Когда для работника уволиться лучше всего, чтобы получить все причитающиеся выплаты?

Ответ. Законодательством РФ не установлен период, когда работнику уволиться выгоднее всего. Для принятия решения вам следует учитывать положения локальных правовых актов, регулирующих вопрос оплаты труда.

Основание. Ч. 1 ст. 80, ст. 84.1, ч. 2 ст. 135, ст. 140 Трудового кодекса РФ.

По общему правилу работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели.

В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности у данного работодателя и произвести с ним расчет.

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

Необходимо отметить, что системы оплаты труда, включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Например, выплата годовой премии может быть предусмотрена локальными нормативными актами в декабре либо в январе. В этом случае увольнение после годового премирования для работника будет более выгодным.

Вы можете получить бесплатную консультацию юриста. Письма с пометкой «Вопрос — ответ» присылайте по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Ким Ю Чена, 6, редакция газеты «Хабаровские вести», на электронную почту news@khab-vesti.ru или задавайте по тел. 75-48-34.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)