Закон и мы
logo

Специальные выпуски

Закон и мы

Подготовила Ирина АНДРЕЕНКО при содействии группы по связям со СМИ УМВД России по г. Хабаровску, фото Кирилла БЛИНОВА и из открытых источников

Разрешите обратиться!

Ващенко.JPG

В каких случаях надо идти в полицию и когда в приеме заявления могут отказать?

Поводом для этого материала стал звонок читателя. Хабаровчанин рассказал, что часто слышит в окно, как кто-то в его доме кричит и зовет на помощь. «Ситуация повторяется почти каждый день, и я не знаю, как поступить, ― делится Николай Петрович. ― Обратиться в полицию, а вдруг это просто сумасшедший кричит? Тогда я еще и виноват буду. А если действительно человека надо спасать?».

Принимаем все

Мы обратились к начальнику штаба УМВД России по г. Хабаровску Виктории Ващенко за разъяснениями, в каких случаях надо набирать 02.

― Не только 02, можно позвонить 112; в дежурную часть либо по телефону доверия гражданин имеет право сообщить любую информацию, ― поправляет Виктория Константиновна. ― Есть определенный порядок регистрации обращений. Когда совершаются правонарушение или преступление, их фиксируют через дежурную часть в книгу учета сообщений. Если нет противоправных действий в отношении граждан, регистрируем и рассматриваем. Если не относится к компетенции УМВД, у нас есть семь дней, чтобы определить ведомство, куда оно будет перенаправлено. Без внимания не остается ни одно обращение ― за этим следит наше подразделение строго. Если сотрудник полиции отказывается принять заявление, об этом необходимо сообщить в органы УМВД либо по телефону доверия. В отношении этого сотрудника будет проведена служебная проверка.

― А на что поступают жалобы, которые не относятся к ведению полиции?

― Бывают сообщения, касающиеся вопросов Роспотребнадзора. Иногда на минздрав, когда люди считают, что им была некачественно оказана помощь. Даже на высокие тарифы на горячую воду жалуются нам. Проверяем, чтобы в заявлении не было фактов правонарушения, после чего направляем в ответственные ведомства.

― А Роспотребнадзор ― это, наверное, на шум?

― Жалобы на шум рассматриваем мы. В Хабаровском крае предусмотрены ограничения, законодательно утверждены часы тишины, когда покою жителей не должны мешать. В противном случае участковый составит административный протокол, но привлечь к ответственности может только муниципалитет. Передаем бумаги в районный комитет, и там выносят решение о наказании нарушителей.

А у нас во дворе

― Возле нашего дома компания часто жарит шашлыки в гараже, естественно, чем-то их запивают и громко слушают музыку ― даже в квартире мешает. Это куда надо обращаться? Нарушений вроде несколько, в том числе противопожарного режима.

― Законодательством разрешено слушать музыку на улице. Существует запрет на шумы, если мешает вам сосед в определенные часы тишины. Конечно, компании во дворе не просто отдыхают, а затевают драки, кричат, матерятся и нарушают общественный порядок ― это наша компетенция. И сейчас в крае действует особый противопожарный режим, когда нельзя разводить костер и готовить на мангалах даже на даче, не то что во дворе многоквартирного дома. За это нарушение отвечает МЧС. В любом случае жители могут позвонить в полицию.

― Но жалоба обязательно должна быть не анонимная? Вдруг я захочу пожаловаться на соседей, сохранив свою личность в тайне?

― Конечно, не анонимная! Анонимные рассматриваются только в исключительных случаях, когда речь идет о вероятном готовящемся теракте либо преступлениях техногенного характера. Все хорошо помнят, как часто поступали сообщения о минировании школ в этом учебном году. Письма анонимные, но на них обязаны реагировать. Все они были зарегистрированы, и по ним принималось решение.

Ваша боль другим наука

― Недавно читательница поведала такую историю. Ей позвонили на сотовый, голос показался очень похож на сына, и поэтому она не сомневалась, что это именно он просит о помощи ― устроил ДТП, и от уголовного дела можно спастись, если срочно отдать потерпевшему деньги. У нее было отложено 80 тыс. руб., которые она отдала подъехавшему курьеру и принялась ждать, когда сын ей позвонит и скажет, как все прошло. Дождалась на следующий день ― звонил уже настоящий сын узнать, как дела у мамы. Ни в какое ДТП он не попадал. Женщина не стала обращаться в полицию, считая, что мошенников все равно не найдут. Права ли она?

― На самом деле у каждого гражданина есть право обращаться в полицию или нет. Но я считаю, что всегда надо заявлять о правонарушениях и преступлениях. Как можно прогнозировать уровень преступности в городе, если люди будут умалчивать о происшествиях?

К тому же при отработке данных сообщений проверяются все сотовые номера, с которых звонят мошенники. Вероятно, те, кто звонил хабаровчанке, уже под следствием, но, скажем, в другом регионе. Есть шанс наказать злоумышленников. Второй момент ― когда вы рассказываете о приключившемся с вами несчастье, это может послужить уроком другим и уберечь кого-то от беды.

― А курьер, который явился за деньгами, понесет наказание? Ведь и он, и его машина могли попасть на записи камер слежения.

― Конечно, он является соучастником преступления. Даже если будет отрицать все и говорить, что его просто попросили съездить по указанному адресу забрать и перевести деньги.

― Обозначены ли сроки, в которые должно быть рассмотрено заявление гражданина?

― Срок для принятия решения — три дня, если совершено преступление. Он может быть продлен до десяти суток. Бывает, что возникает необходимость в документальных проверках, ревизиях, экспертизах, опросах свидетелей, тогда срок увеличивается до 30 суток. О каждом продлении гражданин уведомляется. Заявитель уведомляется о решении в течение 24 часов с момента его принятия. Ответ можно отправить по почте, переслать письмом по электронной почте либо выдать с нарочным, в зависимости от пожелания заявителя.

Угроза из телефона

мошенники.jpg

Как мошенникам удается заставить человека выполнить их требования, недоумевает любой, прочитавший в полицейской сводке очередное сообщение о потерпевших от «банковских работников».

Удивляется, пока у самого не раздастся звонок. И не факт, что в этот момент человек вспомнит о сотнях подобных случаев и не помчится оформлять кредит, чтобы осчастливить неизвестных.

― Не понимаю, как это произошло, ― признается хабаровчанка Олеся М. ― Ведь я слышала про такие схемы развода, а сама поверила. Ощущение, что голова была как в тумане, хотелось поскорее разрешить этот вопрос, чтобы не дать аферистам воспользоваться взятым на мое имя кредитом. Я выполняла все, что мне диктовал участливый менеджер. Казалось, он сопереживает и очень хочет мне помочь.

В интернете уже гуляет актуальная шутка: «Если банковский работник кажется живым и заинтересованным, значит, вам точно звонят из тюрьмы». «Менеджеры» в местах не столь отдаленных в совершенстве усвоили искусство манипуляции. Ответили на звонок с неизвестного номера ― сделали один шаг к статусу «потерпевшего». Злоумышленники мастерски могут зацепить на крючок, создать стрессовую ситуацию, начать торопить. Человек теряется, пугается, и им легко можно управлять.

― Злоумышленники сопровождают свою жертву по телефону, пока не получат желаемого результата, ― говорит Юлия Прокофьева, специалист группы по связям со СМИ УМВД России по г. Хабаровску. ― Сообщают, что мошенники оформили на имя гражданина кредит на внушительную сумму. Чтобы избавиться от долга, необходимо срочно взять заем, а деньги положить на «безопасные счета». Люди берут кредиты и через банкоматы переводят их аферистам. Все это время мошенники удерживают их на телефоне, не давая отвлечься или спросить у кого-нибудь совета.

Если раньше среди потерпевших, поверивших в историю про попавшего в ДТП родственника, чаще фигурировали граждане пожилого возраста, на «банковских работников» попадаются все— и молодые, и старые.

В июне хабаровчанин побил рекорд ― он отдал мошенникам 6 млн руб. Такой куш с одного раза злоумышленникам урвать еще не удавалось. Объяснить полицейским, как неизвестным удалось подчинить его своей воле, мужчина не смог.

― Всегда обращаемся к горожанам: прекращайте разговор с незнакомцами сразу, если вам звонят и сообщают, что ваши данные в банке взломали, со счета сняли деньги или взяли на вас потребительский кредит, ― советует Юлия Прокофьева. ― Будут перезванивать ― блокируйте номер телефона. Это мошенники. Если они зародили в вас сомнение, лучше обратитесь в свой банк. Номер телефона обычно указан на обратной стороне карточки. Можно обратиться в ближайшее отделение и проверить состояние своего счета. Не переходите по присылаемым вам ссылкам, не скачивайте программы, при помощи которых злоумышленники могут перевести ваши деньги себе. Также иногда просят назвать код из отправленного СМС.

Сейчас к уже известным схемам обмана добавилась еще одна. Теперь они не только «банковские работники», но и «сотовые операторы». Такой «специалист» сообщает о «взломе» телефона или личного кабинета на сайте компании и, чтобы не похитили персональные данные, просит набрать специальную USSD-команду. После чего меняются настройки сим-карты, звонки и СМС поступают злоумышленникам, что позволяет им взломать банковскую карту.

 

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)