Специальные выпуски
Никогда не разговаривайте с неизвестными
Цитату из Булгакова вынесли в заголовок специально: только следуя завету классика, можно уберечь свои деньги и нервы.
Да и объяснить невероятный успех мошенников, умудряющихся выудить из людей миллионы просто по телефонному звонку, можно только чертовщиной.
Звонки без перерыва
Они без устали набирают номера, чтобы выдать очередную историю, обработать жертву и обогатиться. Даже во время интервью с врио начальника УМВД России по г. Хабаровску Сергеем Ткаченко нам звонили неизвестные, но мы не отвечали ― это, кстати, считается самым грамотным и безопасным поведением с мошенниками.
― Сергей Валентинович, вроде совсем недавно говорили о мошенничествах, и снова поднимаете эту тему в газете. Неужели так актуально?
― Это архиактуальная тема. С начала года был лишь один день, когда к нам не поступали заявления от потерпевших ― 1 мая. В среднем ежедневно регистрируем до десяти сообщений от людей разного возраста и социального положения. Отдают свои сбережения, берут кредиты и перечисляют неизвестным, поверив в рассказанное ими.
Сценариев, по которым злоумышленники ловят своих жертв, несколько. Классический, «обкатанный» мошенниками годами «Мама, я попал(а) в ДТП». Его используют для пенсионеров ― потому и звонят обычно на домашние телефоны, такие аппараты остались, в основном, у пожилых людей. К тому же чаще всего они без определителя, и человек не увидит, что номер незнакомый, поднимет трубку, а дальше уже дело техники. Разыгрывают, как радиоспектакль, даже с шумовыми эффектами.
Запомните и не отвечайте
― Нам постоянно звонила на домашний какая-то дама, она так натурально рыдала и кричала: «Помогите!» Посоветовались с родителями и отказались от стационарного телефона, потому что устали от этих бесконечных звонков.
― Мы провели ряд встреч с ветеранскими организациями города, разъясняли пожилым, что надо делать, когда звонят такие «попавшие в ДТП родственники». И это дало результат: последние две недели не было ни одного заявления от хабаровчан, передавших деньги «родственникам». Но это вовсе не значит, что мы на этом остановимся ― повторять надо регулярно, тем более людям пожилым. Они должны на автомате действовать.
― Так давайте напомним.
― Возьмем такую ситуацию. Вам звонят и представляются дочкой-сыном или внуком, которые попали в ДТП, сбили человека или что-то в этом роде. Просят срочно дать денег, чтобы откупиться и не попасть в тюрьму. Не надо поддаваться панике, стараться как можно скорее собрать сумму. Вам надо успокоиться, чтобы трезво оценить происходящее. Перезвоните своим родным, наверняка с ними на самом деле все в порядке.
«Оскар» мошеннику
― В случае с «родственниками» достаточно одного звонка настоящему сыну или внуку, чтобы рассеять сомнения. Сложнее переубедить тех, кто ответил по телефону «банковским работникам».
― К сожалению, да. Они будто зомбируют людей. Есть два вида хищения: мошенничества и кражи. Например, гражданину позвонили и сказали, что происходит попытка оформления кредита на его имя, чтобы предотвратить надо перейти по ссылке. Он выполняет, и деньги исчезают. Это кража. Мошенничество, если позвонили и предложили оформить кредит, перевести деньги якобы на «безопасный счет». Третий способ, когда люди пользуются интернет-платформами для совершения каких-то сделок: продают или покупают. Злоумышленники выходят на них, предлагают для оформления сделки пройти по ссылке, заполнить данные карты, в том числе написать три цифры с обратной стороны, которые ни в коем случае нельзя никому сообщать. Естественно, что после этого со счета потерпевшего исчезают средства. В основном на это попадаются молодые, даже школьники.
― Гражданину по большому счету все равно, как его обманули. Часто речь идет об огромных суммах, и не только личных накоплений, но и взятых в кредит. А это еще потом возвращать надо, да с процентами…
― Суммы действительно впечатляют. В Хабаровске только по раскрытым уголовным делам по мошенничеству ущерб более 150 млн руб. В день хабаровчане в среднем отдают аферистам 7—8 млн руб. Пока больше всех перевел злоумышленникам пенсионер ― 15 миллионов.
― Ладно пожилые ― они от переживаний за близких готовы все отдать, но ведь попадаются мошенникам и молодые.
― Жертвами становятся люди разного возраста. Их сначала пугают, а потом говорят, как выйти из ситуации. И всегда торопят ― мошенникам надо действовать быстро, чтобы человек не успел опомниться. Представляются банковскими работниками, сотрудниками полиции, ФСБ. Моей тете, например, позвонили и пригласили к следователю на Уссурийский бульвар в 32-й кабинет. Хорошо, что она у меня уточнила, идти ей или не надо. Я ей объяснил, что в этом здании следственных подразделений нет, они находятся по другому адресу. И кабинета с таким номером не существует.
― А смысл? Ну пришла бы она туда, увидела, что нет такого кабинета. Хотя туда и попасть сложно. Им-то какая от этого выгода?
― Если человек уже пошел по их просьбе, ему будет сложно сорваться с крючка. Они вели бы ее, пока не привели бы в банк, и заставили выполнить то, что надо им. И такие случаи были.
― То есть они не сразу говорят про деньги. Моему папе так позвонил «заместитель следователя» и заявил, что его номер телефона засекли в ночь, когда подожгли военкомат, рядом с местом происшествия. Сказал, что ведется следствие, и ему надо подойти к нему дать показания. Конечно, отец никуда не пошел, но переживал все равно.
― Они выдумывают разные истории, иногда очень похожие на правду. Их задача ввести человека в стрессовое состояние, чтобы потом им управлять. Разыгрывают разные сценарии. Вчера, например, в полицию обратились двое хабаровчан, которым звонили «сотрудники ФСБ». Одна женщина поясняет, что с ней связался по телефону неизвестный, спросил, не теряла ли она документы, сообщил, что с ее счета пытается снять деньги некий Попов. Попросили оказать содействие в его поимке, и под их диктовку она сама сняла 245 тыс. руб. и отправила на «безопасный счет».
― Почему же она поверила?
― Они обратились к ней по имени-отчеству, назвали банк, где у нее открыт счет. Эти данные они получают разными способами, в том числе через некие соцопросы. Бывает, человек проходит по телефону «социальный опрос», отвечая на десяток разных вопросов, в том числе и про то, услугами какого банка пользуется, называет свои фамилию, имя, отчество. Забывает об этом, а через несколько месяцев этими данными пользуются мошенники.
Людям надо запомнить раз и навсегда ― нельзя ничего рассказывать по телефону про себя. Вы не знаете тех, кто вам звонит, даже если они присылают «сканы» своих документов ― это совершенно ничего не значит.
Никакие финансовые вопросы государство с вами не решает по телефону. И никто не будет звонить и звать вас дать показания ― это так не работает.
Попробуй отговорить
― Знаю, что вы встречались с представителями банков по проблеме мошенничества. До чего договорились?
― Мы стараемся взаимодействовать, чтобы уберечь граждан. Мошенники их очень хорошо обрабатывают. Это отличные психологи, и они умеют убедить человека. Жертве надо всего лишь отключить телефон и успокоиться, но ей этого не дают сделать.
Мы договорились, чтобы сотрудники банков обращали внимание на клиентов, которые приходят за кредитами, на их эмоциональное состояние. Менеджеры спрашивают, нет ли на них воздействия, но те отказываются, а потом уже в полиции признаются, что их злоумышленники предупредили, что банковские служащие будут их отговаривать, но им нельзя верить, что это и есть мошенники.
Неделю назад банковским работникам удалось отговорить мужчину, которого отправили за кредитом злоумышленники. Вскоре они опять ему позвонили, и он обратился к нам с заявлением, но на их провокации уже не поддался.
По моему мнению, банковский работник должен приглашать полицейского, если возникает сомнение, скажем, пришла бабушка за кредитом большим. Сработает и период охлаждения, когда между заявкой на кредит и одобрением должна пройти хоть пара дней.
― Май как начался?
― Сейчас самый крупный ущерб 3 млн руб. Мужчина поверил, что ему звонят сотрудники правоохранительных органов. Действовал по их указаниям, спасая свои деньги от преступников, которые будто бы пытаются опустошить его счет. Сейчас злоумышленников ищет полиция.
Надеемся, если постоянно говорить о мошенниках, граждане станут бдительнее, перестанут верить звонкам. Старайтесь не отвечать на незнакомые номера, ничего не сообщайте о себе по телефону. Только так мы сможем сократить число пострадавших от аферистов.