Закон и мы
logo

Специальные выпуски

Закон и мы

Полина АПАРИНА, фото автора

Сегодня, 3 июля, свой профессиональный праздник отмечают сотрудники Госавтоинспекции.

О службе в одном из подразделений этой структуры — ДПС, самых частых нарушениях на улицах города и водителях-фантазерах корреспонденту «Хабаровских вестей» рассказал заместитель командира взвода ОБ ДПС Госавтоинспекции МВД России по г. Хабаровску Егор Дерюгин.

Дорога спешки не прощает

― Пожалуй, езда без ремня безопасности ― одно из самых частых нарушений ПДД, ― рассказывает Егор Викторович. ― А еще забывают или намеренно не включают габариты.

Третье место в этом списке делят вождение без страховки и расхлябанность за рулем: тут неправильно перекресток проскочат, там через полосу вильнут, а где-то поворотники не включат. Кто-то скажет: мелочь, этим каждый второй грешит. Но ДТП, как и вся наша жизнь, слагается из пустяков.

― Всему виной безответственность водителей, ― объясняет инспектор. ― Они думают, мол, поверну не из своего ряда, никто и не заметит. А потом этот маневр оборачивается автокатастрофой, и хорошо, если обходится без жертв, а бывает так, что все заканчивается куда плачевнее.

На дорожный произвол наших автомобилистов толкает и лень-матушка. Вечно они куда-то торопятся, несутся, не разбирая дороги. А она спешки не прощает. Скоростные режимы ведь придумали не для того, чтобы водителей подразнить, да и светофоры висят не красоты ради.

― А кто опаснее ― чрезмерно осторожный водитель, чуть ли не ползущий по полосе, или лихач? ― интересуюсь я.

На форумах автомобилистов этим вопросом задаются чаще, чем Гамлет раздумывал, быть ему или не быть.

― Исходя из личного опыта, скажу, что все-таки лихач, ― говорит Егор Дерюгин. ― Часто бывает так, что водитель пытается дрифтовать и в итоге все столбы собирает. Или набирает скорость, чтоб покрасоваться, а потом не может затормозить и вылетает с дороги. Мы это сами видим, да и в социальных сетях периодически размещают такие видео. А вот излишняя осторожность, на мой взгляд, никому не повредит. Хотите ехать 20 км/ч ― пожалуйста, занимайте правую сторону. В случае чего вас просто объедут.

Красота требует… тонировки

Пока мы болтаем, солнце парит так, что с меня семь потов сходит. Смотрю на часы ― всего десять минут прошло! А инспектору в таком пекле целый день патрулировать.

― Ну, как говорят, полиция не мерзнет, полиции не жарко, ― смеется Егор Викторович. ― Иногда температура так поднимается, что мы, стоя в туфлях, чувствуем, как раскаляется асфальт. Но это дело привычное. Раз в час нам полагается около 15 минут, чтобы охладиться: посидеть в машине под кондиционером, отдохнуть в теньке. А потом снова за работу.

Вот вам и наглядный пример, когда на службе приходится попотеть. Ведь как бы сотрудника ни мучили жажда и усталость, нужно внимательно следить за ситуацией на дороге, высматривать нарушителей. Порой, чтобы не попасться, они пытаются хитрить, запутать инспекторов. Но опытный полицейский нерадивого водителя за версту учует, как бы тот ни юлил.

— Часто нарушитель себя сам выдает, — отмечает наш герой. — Видит инспекторов — и сразу начинает притормаживать, раздумывая, как бы уйти. Перестраивается из одного потока в другой, резко сворачивает или проезжает на запрещающий сигнал светофора. Конечно, к такому водителю возникают вопросы. Останавливаем, пытаемся выяснить причину странного поведения.

Само собой, встречаются на дорогах Хабаровска и злостные нарушители, чьи имена периодически фигурируют в протоколах инспекторов, а автомобили отправляются на арестплощадки. Далеко за примером ходить не надо: знавали наши инспекторы одного товарища, который любил ездить в состоянии опьянения. К ответственности его привлекали не раз.

— Есть водители, которым нравится кататься затонированными, — вспоминает Егор Дерюгин. — Периодически их останавливаем, они не сопротивляются. Говорят, мол, знаем, что не положено, но хотим тонировку оставить, выписывайте штраф. Конечно, такая езда тоже предусматривает ответственность, безнаказанными водители не уходят.

Но мириться с судьбой (и со штрафами) согласны не все нарушители. Некоторые начинают выдумывать всякие небылицы, чтобы заслужить милость инспектора или вызвать жалость. И так иногда закручивают, что диву даешься их находчивости. Однажды был случай: останавливают полицейские затонированную машину, выходит девушка — молодая, симпатичная — и говорит:

— А знаете, почему я так езжу?

— Расскажите, будьте добры, — просит полицейский.

И та пускается в объяснения, мол, затонировалась, потому что красивая, другие водители то и дело ей в окна заглядывают, любуются.    

— Выходит, вас чужое внимание смущает? — догадывается инспектор.

— А вот и нет, — качает девушка головой. — Они ведь засматриваются, отвлекаются от дороги и устраивают ДТП. Поэтому-то я и затонировалась: чтобы спасти их здоровье, имущество и даже жизнь!

Благородно, конечно. Только все равно незаконно. Время от времени автоледи могут и женские чары в ход пустить, чтоб задобрить инспектора. Кстати, свою нынешнюю супругу Егор Викторович так и встретил, будучи на службе. Уже больше десяти лет вместе живут, двоих детей воспитывают. Вот она, дорожная романтика!

По словам инспектора, чаще всего погони наши водители устраивают ночью, когда дороги пустеют и им есть где развернуться. Решаются на это в основном те, кто совершил грубое нарушение (из-за ремня убегать, конечно, никто не станет) или лишенные прав. 
Без обид, товарищ водитель?

Но бывает и так, что водитель нарушает не из вредности или наглости, а потому что попал в беду. В таких случаях инспектор входит в положение и по возможности выручает, чем может. К примеру, в случае необходимости сопровождает до медучреждения.

Умение найти с любым человеком общий язык — это, пожалуй, краеугольный камень службы в ДПС. На одном «Здравия желаю, инспектор такой-то, предъявите документы» далеко не уедешь.

— Когда так говоришь, водитель сразу напрягается, думает, что его непременно за что-нибудь накажут, — обращает внимание мой собеседник. — Я всегда стараюсь снизить градус напряжения, может, даже как-то человека рассмешить. Это помогает людям расслабиться, выйти на диалог, поделиться своими проблемами и переживаниями. В таком случае мы с водителями обычно расходимся на хорошей ноте.

Работа это напряженная: стресс на стрессе. Тут тебе и погони, и ночные дежурства. Бывает, не то что пообедать некогда — воды глотнуть минутки нет. Нужно всегда держать ухо востро, следить, чтобы движение не нарушалось, предотвращать ДТП, вылавливая лихачей и нарушителей.

— Но в целом культуру наших водителей могу оценить на «хорошо», — задумывается Егор Дерюгин. — Я бывал во многих городах — от Владивостока до Мурманска, ― и могу сказать, что в Хабаровске автомобилисты по большей части вежливые и законопослушные. Грубят, концерты устраивают редко. Так что все неплохо.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)