Закон и мы
logo

Специальные выпуски

Закон и мы

Подготовила Ирина ТРОЦЕНКО при содействии группы по связям с общественностью УМВД России по г. Хабаровску. Фото Кирилла БЛИНОВА из сети интернет

Алло, полиция?

IMG_0991.JPG

Что делать, если случившееся с вами несчастье не кажется дежурному полицейскому достойным внимания? Куда обращаться в случае отказа принять заявление о правонарушении?

О порядке регистрации сообщений о преступлениях и административных происшествиях мы поговорили с начальником штаба УМВД России по г. Хабаровску Викторией Ващенко.

— К сожалению, каждый хоть раз сталкивался с ситуацией, когда приходилось обращаться за помощью в полицию. Всегда советуют: «Звоните 02». Но ведь 02 с сотового не срабатывает…

— Да, не все мобильные операторы могут вызвать 02. Лучше набрать 112, тогда диспетчер соединит вас с дежурной частью МВД. Удобно обратиться напрямую по номерам дежурной части, они размещены на портале УМВД. Хотелось бы, чтобы была обратная связь, чтобы гражданин пришел лично, но бывает, что не получается подойти в отдел. На интернет-портале есть раздел «Прием обращений». И отправленное сообщение будет автоматически передано в тот территориальный орган, к которому гражданин относится. А вообще, человек может обратиться в ближайшую часть, если случилось происшествие, либо просто подойти на улице к полицейскому, и тот ему поможет.

Анонимам не беспокоить

— В каком случае могут отказать в приеме заявления? Допустим, вытащили мелочь из кармана в автобусе, повод ли это для возбуждения дела? Или и отвлекать полицейских от работы не стоит?

— Мы не отказываем ни в одном сообщении, кроме анонимных (тех, что не содержат сведений о лице). Например, есть сообщения, которые относятся к категориям преступлений, подлежащих регистрации без всяких оговорок: об акте терроризма, о совершении тяжкого и особо тяжкого преступления. Их мы регистрируем, даже если заявитель не назвал себя.

— Это как случаи с минированием школ, садиков и «Самбери»?

— Да. Не отреагировать на такие сообщения нельзя, хоть они и шли от анонимов. Их регистрируют и проводят по ним проверку.

Есть порядок принятия решений. Если заявление поступило в дежурную часть при личном обращении гражданина, ему обязаны выдать талон-уведомление с указанием регистрационного номера и необходимых реквизитов. Это гарантирует регистрацию сообщения и рассмотрение его в закрепленном нормативно-правовыми актами порядке. На талоне обязательно даны телефоны, по которым можно уточнить результаты проверки, либо исполнителя.

Определен срок для принятия решения — 3 дня для преступления, может быть продлен до десяти суток, при необходимости проведения документальных проверок, ревизий, экспертиз, опросов свидетелей — до 30 суток. До заявителя решение должны довести за 24 часа с момента его принятия. О каждом продлении гражданин уведомляется.

Ответ можно отправить по почте, также переслать письмом по электронной почте либо выдать нарочно, в зависимости от пожелания заявителя.

В «Абибасе» в суд

— С анонимками понятно, но если человек опасается себя называть? Может, просто не хочет портить отношения с соседями? Например, во дворе шумят и гуляют, а время уже 11 вечера, охота спать. Звоню в дежурку и прошу, чтобы пэпээсники завернули в наш район во время патрулирования. Они спросили фамилию и обещали помочь. Только утром обнаружила от них пропущенный в 12 ночи. Зачем же так поздно звонить?

— Все правильно. Вероятно, ППС подъехали, никого не обнаружили, и им надо было убедиться, что действительно тут гуляла компания, но уже разошлась. Опросить надо, чтобы не было жалоб, что полиция не отреагировала на вызов. А вполне возможно, что за это время могло произойти и преступление — граждане в состоянии алкогольного опьянения провоцируют конфликты, драки, причинение вреда здоровью. Поэтому они и звонят даже ночью.

— Как говорится, моя милиция меня бережет: сама не спит, и мне не дает.

— Бывают ситуации: в три ночи человек звонит и жалуется, что сосед шумит и мешает спать. Нам придется его опросить, чтобы решить вопрос о возбуждении административного производства. Требуется потерпевший, кому конкретно мешал гражданин. Материалы такие отписываем в службу участковых, и они проводят проверку. Единственное, человек может попросить не сообщать, от кого жалоба, и мы тогда не скажем, кто является потерпевшим. Если другие соседи не подтвердят, а лицо будет отрицать, что он шумел, могут отказать в возбуждении дела.

Обучаем сотрудников, что граждане не всегда понимают термины. Например, объяснить, что такое «списанное номенклатурное дело». Вероятно, в заявлении нет сведений о преступлении.

— Это как?

— Бывает, звонят и говорят, что прорвало трубу, — здесь состава преступления не будет. А такие звонки к нам часто поступают.

— К вам? Но ведь надо коммунальщиков беспокоить по этому вопросу!

— Люди обращаются к нам, что затопили соседи, и просят разобраться. Сообщение фиксируется, ведется проверка, а потом следует отказ. Много заявлений, что гражданин заказал определенный товар по интернету, а получил в итоге другое: не той расцветки, размера, бренда.

— То есть вместо костюма «Адидас» стал обладателем трико «Абибас»? Знакомая история. Приятель так купился на крутой швейцарский рюкзак, а получил нечто, даже отдаленно не напоминающее фото в рекламе.

— Да. Но это не правонарушение, с этим должны разбираться в торговой палате или Роспотребнадзоре. Они же получили товар, значит, тут уже начинаются гражданско-правовые отношения. И человеку необходимо обратиться за компенсацией в суд. Придется доказать, что он оплачивал другой товар, а не тот, что в итоге выдали на почте. Понятно, что брендовую вещь никто не продаст дешевле в десятки раз. Если к нам обращаются по такому вопросу, мы подсказываем, как дальше действовать.

Добро пожаловаться

— А что делать, если не принимают заявление?

— Случается, говорят: «Идите к участковому» или вовсе отмахиваются от гражданина. Тогда следует позвонить на телефон доверия 387-387 (короткий номер 128) и рассказать. Все жалобы принимают на горячей линии. Если не согласен с результатами проверки, вправе пожаловаться руководству УМВД или в прокуратуру.

Например, гражданин обращается неоднократно, что он не согласен с решением полиции.

Бывает, что произошло избиение. Но пока собирали справки, затянули со сроком. То заявитель долго несет бумаги, то участковый долго делает экспертизу, а срок привлечения по этой статье всего два года. Приходится и сотрудника привлекать за то, что позволил избежать ответственности подозреваемому лицу.

— А какая ответственность для сотрудников?

— При непринятии заявления — вплоть до увольнения. Минимальное наказание — строгий выговор и лишение премии. Дисциплинарная ответственность влияет и на очередное звание, не будет благодарности и грамоты в честь профессиональных праздников, обязательно заносится в личное дело и будет влиять на карьеру. Мы носим погоны, и самое главное для нас — защищать наших граждан. Поэтому и спрашиваем со своих строго.

Сплошной обман

Более 4,5 млн руб. выманили у хабаровчанина злоумышленники.

«Развести» жертву они сумели по ставшей уже классической схеме.

Потерпевший рассказал полицейским, что пытался предотвратить кражу денег со своей карточки. Он объяснил, что ему позвонили с московского номера. Звонивший представился ответственным работником службы безопасности кредитного учреждения и сообщил, что с банковских карт клиента мошенники пытаются снять деньги. Уберечь их якобы можно, но только если перевести сбережения на резервные счета. За две недели, выполняя указания «работников банка», мужчина перечислил мошенникам более 4,5 млн руб.

Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации «Мошенничество». Максимальный срок наказания по ней — лишение свободы на срок до 10 лет.

Принимаются меры к установлению личностей злоумышленников и их задержанию.

— Полиция просит граждан не доверять звонкам от «работников банков», которые запугивают возможностью потерять сбережения, — говорит Кирилл Блинов, старший специалист по связям с общественностью УМВД России по г. Хабаровску. — Если вам поступило такое сообщение, перезвоните в кредитные учреждения по номерам горячей линии и уточните информацию. Ни в коем случае не называйте незнакомым собеседникам данные своих банковских карт, поступающие на телефон пароли или коды из сообщений. Как только злоумышленники получат доступ к вашему счету, они немедленно похитят все деньги. Поймите, что мошенники сознательно вводят свою жертву в стрессовую ситуацию, пользуются недостаточным знанием гражданами возможностей мобильных банковских сервисов и электронных переводов. Не совершайте необдуманных действий со своими деньгами. Не дайте себя обмануть!

Береги велик смолоду

В пять раз дешевле продал угнанный велосипед рецидивист из краевого центра.

4833b23250.jpg

Байк стоимостью 25 тыс. руб. он похитил из подъезда многоэтажки в Индустриальном районе. Кататься сам на нем ранее судимый злоумышленник не планировал. Велосипед он сфотографировал и выложил объявление на сайте. С рук байк ушел всего за 5 тысяч, но и новый хозяин пользовался им недолго — изъяли оперативники.

Еще один угонщик поживился в доме на улице Трехгорной. Свою добычу злоумышленник, как и его коллега из Индустриального района, тоже оценил гораздо дешевле реальной стоимости. Он продал велосипед знакомому за 3 тыс. руб. и деньги благополучно спустил на личные нужды. Обоим подозреваемым грозит до пяти лет тюрьмы.

Мнимый больной

Охранника травмпункта обворовал безработный.

В лечебное учреждение он забрел случайно. Внимание посетителя привлек оставленный на столе дежурного сотовый. Охранник отвлекся буквально на несколько минут, и этого вполне хватило подозреваемому. Момент похищения попал на запись камер видеонаблюдения, что и помогло вычислить личность злоумышленника. Гаджет гражданин продал в Первом микрорайоне прохожему, а выручку потратил на спиртное. До решения суда он находится под подпиской о невыезде. Максимальный срок, который ему придется провести в исправительном учреждении, — пять лет.