Жизнь без барьеров
logo

Специальные выпуски

Жизнь без барьеров

Подготовили Виктория ПЯТКОВА и Валерия ТУЧИНА, фото из архива

Пушистые доктора

Погладить лося, покормить белоплечего орлана и шепнуть секрет на ухо неясыти — программа-минимум для ребят, которые приходят на природотерапевтические занятия в зоосад им. В. С. Сысоева.

Такие уроки проходят там еще с нулевых, и инициатором их создания стала Хабаровская краевая ассоциация «Здоровье и семья». Авторская методика, разработанная в рамках грантового проекта «Жизнь без риска», предполагает использование природных факторов и животных на благо детей. А если по-простому, помогает лечить ребят общением с флорой и фауной нашего края. За 14 лет ее использования более 1 200 подростков с девиантным поведением смогли с ее помощью успешно пройти социализацию через краеведение, эко - добровольчество и трудотерапию на территории зоосада.

Несмотря на то, что изначально программа была рассчитана на трудных подростков, с 2016 года ее адаптировали к детям с ограниченными возможностями здоровья. Оно и понятно: о пользе общения с природой говорили еще античные мудрецы, а теперь это и вовсе вполне официальное направление в медицине — зоотерапия. Вопреки сомнениям скептиков, она дает ощутимые результаты: общение с лошадьми, к примеру, по ряду исследований благотворно влияет как на психику, так и на опорно-двигательный аппарат детей с ДЦП и расстройствами аутистического спектра.

— У нас большой опыт работы с ребятами, имеющими различные отклонения, — делится научный сотрудник зоосада, кандидат медицинских наук Алина Таенкова. — С первого дня основания зоосада мы стали сотрудничать с различными организациями и привлекать подростков, которые оказались в трудной жизненной ситуации, имели какие-то проблемы с законом и самое главное — были  склонны к употреблению запрещенных веществ. Со временем перенесли этот опыт на детей с ОВЗ.

По словам Алины Анатольевны, проводятся занятия как на территории зоосада, так и в дистанционном режиме. Уроки объединяет принцип «просвещение через увлечение», когда есть и дух соревнования, и зоо-физкультминутки, и трудотерапия. Все это помогает детям и подросткам развить коммуникативные навыки, получить знания о родной природе Приамурья, развивать свои творческие способности. Общаясь с животными, ребята получают заряд бодрости, массу положительных эмоций. У каждого из них обязательно появляется любимый питомец.

Группы формируются в зависимости от возраста, наличия ограничений по здоровью и развитию, мобильности участников и многих других факторов. Под каждую (обычно это 10 — 15 человек) подготавливается специальная программа, а занятия носят интегративный характер: чтобы лечебный эффект сработал наилучшим образом, в уроки включаются педагоги-дефектологи. Вместе они слушают рассказы о природе, соревнуются в конкурсах и помогают обитателям зоосада.

— Особую роль в наших занятиях играет трудотерапия, —отмечает Алина Таенкова. — Ребята помогают убирать территорию, разносят корм, собирают желуди и веточки для копытных и даже проводят экскурсии сверстникам.

Мастерская для всех

Белый театр 5.JPG

Терапевтическая сила творчества — давно неоспоримый факт. А когда за дело берутся такие мэтры, как «Белый театр», можно ожидать настоящих чудес.

Пусть меня научат

В этом году они работают над несколькими проектами, адресованными детям с ограниченными возможностями здоровья. Совсем недавно «Белый театр» провел творческую встречу «Коллаж ДВиж» в рамках программы «Взаимодействие», на которой совместно с хабаровским дизайнером Яной Джан-Ша собрал особенных детей, чтобы те поучаствовали в создании коллажа, посвященного Хабаровскому краю.

Теперь же настала очередь нового доброго дела — проект «Театральная лаборатория: открывая возможности» победил в конкурсе Фонда президентских грантов. С октября команда приступила к его реализации.

— Это не первая программа, которую мы проводим с особенными детьми, — рассказывает художественный руководитель и актер «Белого театра» Андрей Трумба. — За 34 года нашего существования их было много: мы озвучивали сказки для слабовидящих детей и отправляли их по разным городам России, делали мультфильмы, интеллектуальные игры, спектакли с инвалидами по зрению. Идея проекта «Открывая возможности» родилась в беседе — мы просто спросили ребят, чего бы им хотелось. Оказалось, почувствовать себя настоящими актерами.

Так и появилась театральная лаборатория, в которой дети занимаются сценической речью, актерским мастерством, музыкой и многим другим. А помогают им в этом… Нет, не только преподаватели. Особенность проекта — участие родителей в занятиях наравне с детьми. Именно так можно достичь наилучшего терапевтического эффекта, считают его авторы.

А также их родители

— Важно, чтобы мамы и папы не просто приводили детей и сидели в сторонке, как это обычно бывает, — отмечает Андрей Иванович. — Нужно, чтобы они участвовали в процессе создания спектакля, занимались вместе с ребятами. Это старый добрый прием — показать своим примером. Дети, видя старания родителей, получают заряд мотивации и толчок для движения вперед.

Всего в театральной лаборатории занимаются 44 человека. Возрастной разброс большой: тут и третьеклассники, и совсем малыши, и даже юноши — самому взрослому участнику 22 (или за сорок, если брать во внимание родителей). Есть ребята с ДЦП, синдромом Дауна, слабовидящие или не видящие вовсе.

—  Мы не отбирали участников по диагнозу, брали всех, кто хотел, — комментирует Андрей Трумба. —  Кроме того, с некоторыми уже работали в предыдущих проектах. Здорово, что можем им помочь. Еще более отрадно видеть результаты. Кто-то ходит к логопеду практически с рождения, и только на занятиях по сценической речи их родители начинают замечать настоящий прогресс.

Театральные уроки — процесс не только приятный, но отчасти и трудный: занятия проходят дважды в неделю по три часа. Заниматься в таком режиме ребятам и их родителям предстоит еще пару месяцев. Окончание программы запланировано в январе, и его финальной точкой станет небольшой музыкально-шумовой спектакль по сказке М. Горького «Самовар», который пройдет в художественном музее. Конечно, на этом «Белый театр» останавливаться не намерен: не за горами новые проекты.

— Главное — есть желание, — делится Андрей Иванович. — И, что самое важное, большие надежды тех семей, которые с нами занимаются. Они привыкли к преподавателям, знают, что тут можно чему-то научиться, что-то узнать, да и просто отдохнуть. Это хорошая возможность просто выходить из квартиры, общаться, проявлять себя в той сфере, где они, скорее всего, никогда бы не оказались.

Доплыли до наград

Пловцы.jpg

Хабаровчане выиграли медали первого этапа Кубка России по плаванию среди лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата в г. Салават, Республика Башкортостан.

За награды боролись более 220 участников из 22 регионов страны, среди которых Хабаровский край, Новосибирская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Республика Татарстан и другие.

Соревнования проходили в дисциплинах брасс, баттерфляй, на спине, вольный стиль и комплексное плавание на дистанциях 50, 100, 150, 200 и 400 м.

Максим Школьный стал лучшим дважды. Он завоевал золото в плавании вольным стилем 50 и 100 м в классе S7. Александр Дрогунов повторил его успех, но в классе S8. Также две медали, но разного достоинства, выиграл Михаил Кириллин. Так, в дисциплине на спине на дистанции 100 м ему удалось обойти соперников и выйти на первое место, а вот на 400 м вольным стилем его результат оказался третьим. В этой же дисциплине, но среди женщин, серебро у Анастасии Ковалевой. Она же взяла бронзу в дисциплине брасс (100 м).

— Это не первые победы ребят, — рассказала тренер Виктория Дрокова. Наши спортсмены становились победителями и призерами российских и международных турниров. Так, Анастасия Ковалева взяла бронзу на летних Паралимпийских играх, которые в октябре этого года проходили в Сочи. А Александр Дрогунов в 2019 году стал третьим на спартакиаде инвалидов в Йошкар-Оле. В этот раз сложнее всего было на этапе тренировок. А вот обойти соперников оказалось нетрудно.

Пловцы уже готовятся ко второму этапу Кубка России и первенству, которые пройдут с 4 по 11 декабря в Раменском.

Доступная работа

Трудоустраивать инвалидов продолжают благодаря грантам из краевого бюджета.

Такая возможность появилась в 2020 году по инициативе комитета по труду и занятости населения правительства Хабаровского края. В конкурсе на предоставление гранта могут принять участие юридические лица, индивидуальные предприниматели и некоммерческие организации, сообщается на сайте краевого правительства.

Инициативой предусмотрено обустройство рабочих мест для людей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого выделяется 100 тыс. руб. на одну зону трудовой деятельности. На них работодатель сможет приобрести технические приспособления под индивидуальные возможности инвалида, а также изменить части интерьера, мешающие такому работнику беспрепятственно передвигаться.

К слову, на 1 января 2022 года доля работающих людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в России составляет всего 13,7%. Для сравнения: в Германии этот показатель равен 30%, а в Австралии — аж 48%.

Уважаемые читатели! О чем еще вы хотели бы узнать на страницах спецвыпуска «Жизнь без барьеров»? Присылайте письма в редакцию газеты «Хабаровские вести» (ул. Ким Ю Чена, 6) или на электронную почту shubinavesti@mail.ru

 

 

 

 

 

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)