Жизнь без барьеров
logo

Специальные выпуски

Жизнь без барьеров

Подготовила Анастасия ШУБИНА, фото автора и из архива

Что у вас от робота?

В каком возрасте можно обзавестись киберрукой, рассказали хабаровчанам москвичи.

Представители компании-резидента фонда «Сколково» провели презентацию своих новых разработок для взрослых и детей.

— На самом деле к числу киберносителей можно отнести множество людей, например тех, у кого есть пломба в зубе или металлическая деталь вместо кости, — отметил представитель компании «Моторика», разработчика роботизированных протезов рук Евгений Козлов. — Технологии в этой сфере сегодня шагнули далеко вперед.

С механизмом хоть в воду

Несколько новейших разработок представил пилот организации Илья Морковский, который тестирует искусственные протезы для рук, производимые сколковской компанией.

— По сути, они делятся на два типа, — говорит Илья. — Механические (или тяговые), приводимые в действие посредством сокращения мышц, а также бионические, имеющие электронные чипы, они дополнительно работают при помощи мобильного приложения. Я предпочитаю все же первые, потому что в обращении они более удобные.

А еще с таким протезом можно плавать. Единственное, что надо сделать после выхода из воды, — это просушить механизм холодным воздухом и один раз в неделю смазать маслом.

Такое дорогостоящее средство реабилитации можно получить и бесплатно за счет средств федерального бюджета, выделяемых Социальным фондом России, хотя это длительный процесс.

— Свой бионический протез я ждал около года, — говорит хабаровчанин Александр. — Небыстро делаются запросы через Москву, а также проводится процедура оформления документов, но с этим здорово мне помогли в компании «Моторика», куда обращался, если возникали сложности. Сейчас своя рука немного похудела, поэтому попросил сделать коррекцию искусственной части. Специалисты заверили, что все исправят в хабаровском протезном центре за несколько дней.

С помощью киберруки пенсионер теперь может взять в магазине пакет с продуктами и донести его до дома, а также при желании расплатиться за товар, используя вживленный в устройство чип.

Ладони разные — синие и красные

На презентации высокотехнологичных средств реабилитации хабаровчанам показали несколько их модификаций разных размеров и цветов. Для детей яркие — синие, желтые, красные.

— Я хочу вот такой, — показывает на протез пилота компании «Моторика» Ильи Морковского четырехлетняя Вика. — Он самый красивый.  

Девочка так и норовила каждую искусственную кисть потрогать и проверить на прочность.

— Настоящий будущий тестер, — похвалил ее Илья. — Потому что мы для того и работаем, чтобы найти в оборудовании изъяны.

На самом деле немногие люди, лишившиеся частей рук, знают, что могут стать обладателями таких устройств бесплатно, для того и проводятся подобные презентации. Участники задавали специалистам множество вопросов и пообещали распространить информацию в своих социальных сетях.


На крыше звука моего

Прохоров 1.JPG

Кто может встроить в верхнюю часть кабины своей машины акустическую систему, да еще и получить за это медаль?

Только такой истинный любитель популярных в Хабаровске соревнований в сфере автозвука и невероятный изобретатель, как Валерий Прохоров. За оригинальную аудиосистему, которую он установил на крыше грузовика, ему даже вручили медаль вне конкурса.

С Валерием мы познакомились на презентации средств реабилитации. Увидев этого человека, я поняла: он нестандартный во всех смыслах, в первую очередь потому, что сам изготовил механический и удобный протез руки. О несчастном случае, перевернувшем его жизнь с ног на голову, собеседник рассказал позже.

— Может, Господь решил, что надо остановиться, взглянуть на себя со стороны, сделать выводы, — рассуждает мужчина. — После аварии на мотоцикле мне отняли часть руки. Из-за долгого лечения и восстановления впал в депрессию. Выбраться из нее помогали родные, особенно мама Нина Владимировна, которая в буквальном смысле стала спасительницей на этом тяжелом жизненном этапе.

Музыка, как ребенок

Валерий признается: это было настоящее испытание на прочность. На моральную реабилитацию ушло несколько лет. Что же еще помогло этому человеку вернуться к полноценной жизни?

— Думаю, музыка, которая была со мной всю жизнь, — говорит он. — А возможно, еще и техника, с ней тоже дружу с детства.

Интерес к механике, электронике и всем подобным вещам появился у Валерия в раннем возрасте. В дальнейшем, после аварии, это увлечение тоже пригодилось: мужчина сконструировал несколько видов насадок на самодельный протез — чтобы водить легковое авто, грузовик, и даже сделал руку на выход, со стразами. Однако все это меркнет в сравнении с музыкальными изобретениями.  

Понять, как обволакивает тебя невероятная бархатная мелодия, которая льется из большого рупора, сделанного человеком с ограниченными физическими возможностями можно, только услышав ее вживую. Но то, что это целое искусство, узнала, лишь пообщавшись с самим автором необычной конструкции.

— Звук как ребенок, рождается в муках, — говорит Валерий. — Чтобы добиться нужного эффекта, приходится не один месяц провести в творческом кризисе: гнуть дерево для каркаса рупора, наносить на него автомобильную краску, собирать всю механическую конструкцию. Хорошо, что есть немало единомышленников, готовых всегда прийти на помощь.

В копилке Валерия Прохорова множество кубков и медалей за победы в конкурсах по автозвуку. Он делает совершенно невообразимые вещи — колонки в виде змей, светящуюся аппаратуру и прочее. Но главное, добивается высокого качества звучания, которое оценивает конкурсная комиссия.

Любовь требует средств

Боюсь даже спросить, сколько стоит это увлечение, потому что автор использует высококачественные запчасти. Все провода, радиодетали, катушки и прочие комплектующие аккуратно сложены в пластиковые контейнеры в его домашней лаборатории.

— Это очень дорогое удовольствие, — говорит Валерий. — Приходится много работать, чтобы содержать свою любовь.

Мастер создал сложное устройство, которое преобразует цифровой звук в какой-то потрясающий шелест, мягкое созвучие: сердце стучит, а в душе поет весна, правда!

Поиск музыкального идеала кажется, это смысл жизни Валерия Прохорова. Однако в его судьбе особую роль играет семья — мама, дети и внуки. А сын, которого тоже зовут Валера, всегда рядом и помогает в трудную минуту.

— Горжусь, что он стал хорошим человеком, — говорит мой герой. — И пошел дальше — занимается конструированием авто: может сделать себе гибрид из «Волги» и «Лексуса», «Москвича» и «Хонды». А я только немного ему помогаю.

Не перестаю удивляться таким людям, как Валерий Прохоров. И ведь ни разу за все время беседы он не пожаловался на судьбу. Вот у кого можно поучиться жизнелюбию!


Кого носят на руках

Проблемы людей с ОВЗ обсудили на совете по делам инвалидов при губернаторе края.

 В заседании приняли участие более 120 чиновников, представителей различных организаций и объединений всего региона. О том, как непросто живется постояльцам психоневрологических интернатов, признанным недееспособными и имеющим тяжелые нарушения развития, рассказал руководитель регионального отделения ВОРДИ, член совета по делам инвалидов при мэре города Дмитрий Коломийцев.

— Вместе с депутатом Госдумы РФ Максимом Ивановым мы побывали в трех таких учреждениях, — отметил он. — Условия проживания там нельзя назвать комфортными. Люди с ментальными нарушениями не имеют возможности не то что заниматься творчеством или спортом, элементарно уличные прогулки по желанию не допускаются. Ситуацию можно изменить только совместными усилиями всех органов власти, депутатского и других сообществ.

Еще один серьезный вопрос, связанный с транспортной доступностью для людей с ОВЗ, подняли в рамках заседания. Если железнодорожная инфраструктура и условия, созданные в новом хабаровском аэропорту, позволяют человеку в инвалидном кресле уехать в другой населенный пункт, то о междугородных автобусах такого не скажешь.

— Водителям приходится на руках поднимать пассажиров с инвалидностью, — заявил заместитель гендиректора компании «Пять звезд» Иван Новиков. — У нас нет ни одной машины, оборудованной спецподъемником.

К тому же здание автовокзала 1983 года постройки, возводилось оно еще по старым стандартам и не соответствует современным требованиям. Поэтому в 2024 году намечено начать его реконструкцию, которая завершится в 2026-м. 

Уважаемые читатели! О чем еще вы хотели бы узнать на страницах спецвыпуска «Жизнь без барьеров»? Присылайте письма в редакцию газеты «Хабаровские вести» (ул. Ким Ю Чена, 6) или на электронную почту shubinavesti@mail.ru

    



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)