Жизнь без барьеров
logo

Специальные выпуски

Жизнь без барьеров

Подготовила Анастасия ШУБИНА, фото автора и из архива

На уроках не бывает скучно

Рисовать песком или пройти увлекательный лабиринт могут ребята инклюзивного класса, который открылся в лицее «Звездный».

Идею внедрить необычное обучение директор учреждения Анна Смирнова позаимствовала у коллег из Новосибирска, когда ездила туда обмениваться опытом.

— Мы ежегодно делились наработками заочно, — рассказала Анна Анатольевна. — К тому же нас пригласили на фестиваль молодых педагогов, и в центре развития образования «Горностай» я увидела, что они создали у себя небольшую инклюзивную группу. Опыт коллег показался любопытным, поскольку многие родители сегодня сталкиваются с проблемами в развитии детей.

Спрос есть, предложения найдутся

От замысла подобного проекта до воплощения его в жизнь прошло около двух лет, ведь на это нужны были средства и немалые.

— Когда директор лицея обратилась к нам с просьбой помочь оборудовать такой инклюзивный класс, мэр Хабаровска Сергей Кравчук поручил выделить на это из бюджета необходимую сумму, — рассказала начальник городского управления образования Татьяна Матвеенкова. — Около 800 тыс. руб. ушло на оборудование помещения, приобретение специализированных материалов и обустройство релаксационных зон для ребят. Еще 250 тыс. руб. направил лицей на ремонт самого класса.   

— Как только узнали, что Анна Анатольевна всерьез задумалась о создании в школе ресурсного инклюзивного класса, сразу вышли с инициативой подержать эту идею, — отметила руководитель АНО «Я есть», мама особенной девочки Дарья Миляева. — Мы понимали, что нашим детям скоро идти в школу, и они не смогут учиться весь день с обычными ребятами.

Зазвездиться дети не дадут

Мамы особенных первоклассников на собраниях обычно немного волнуются, но садятся за парты, как когда-то в свои школьные годы, и внимательно слушают.

— С ребятами работают психологи, дефектологи, их все время сопровождают тьюторы, — говорит директор лицея «Звездный» Анна Смирнова. — Ребята целый день проводят в обычных классах, однако, если кто-то становится раздражительным, уставшим, вместе с педагогом переходит в ресурсную группу.

И здесь можно получить полную разгрузку: например, порезвиться в сухом бассейне из пластиковых шариков или проверить свой интеллект на логику с помощью развивающих досок.

— Давай, нарисуем песком твоего любимого зайчика, Аглая, — обратилась с предложением к ученице педагог-психолог Арина Гребнева. — Он получится замечательным, если постараться.

Девочка вместе с учительницей водила пальчиками по стеклянной доске и, спустя некоторое время, у них получилось создать силуэт ушастика. Ребенок радостно захлопал в ладоши.

— Эти дети такие же, как и все остальные, просто им нужно немного больше внимания, — говорит педагог. — Создание такого класса — большой прорыв в образовании, ведь детей с нарушениями в развитии становится больше, им необходимо помогать. Я сама выпускница этого лицея, сейчас учусь на четвертом курсе педуниверситета, и когда Анна Анатольевна предложила здесь практиковаться, ни секунды не сомневалась. Мне хочется помочь ребятам научиться общаться, стать полноценными людьми.

Пока ресурсный класс немногочисленный, в нем занимаются всего шесть учеников, но для каждого оборудованы по два индивидуальных места, чтобы получать знания, а также зоны разгрузки и релаксации.

— Для нас главное не количество особых школьников, а качество их обучения, — объясняет Анна Смирнова. — Нужно понять, правильно ли выбрали направление и, если потребуется, скорректировать свою работу.

Очень важно, что мамы в успехе такого нужного дела нисколько не сомневаются, они уже планируют принять участие в первых общешкольных мероприятиях — походах и праздниках.


Искусство вслух

Спектакль.png

Первый в новом сезоне спектакль с тифлокомментированием прошел в Краевом музыкальном театре.

Слепые и слабовидящие театралы смогли насладиться семейным мюзиклом «Бременские музыканты» благодаря труду единственного на Дальнем Востоке профессионального тифлокомментатора Владимира Симоновича.

Глазами другого

 — Занимаюсь адаптацией спектаклей и мультфильмов для людей с нарушениями зрения с 2016 года, — говорит эксперт. — Моя задача не просто пересказать содержание постановки, а сделать лаконичное описание пространства, предметов и действия от общего к частному. Основная сложность в том, чтобы успеть рассказать о происходящем на сцене в паузы между репликами актеров, иначе, если говорить с ними одновременно, зритель не сможет полностью погрузиться в сюжетную линию.

По его словам, у тифлокомментатора должен быть большой словарный запас, пополнять который ему помогает чтение произведений зарубежных писателей-фантастов, таких как Роберт Линн Асприн и Анджей Сапковский.

Прийдя на первый в сезоне спектакль, публика из холла постепенно перемещается в зрительный зал. Звенит второй звонок. Сегодня Владимир Витальевич станет глазами для 40 незрячих и слабовидящих театралов. Перед началом мюзикла капельдинеры раздают им специальные портативные устройства для тифлокомментирования, похожие на небольшие плееры с наушниками. Одну из таких систем беру себе и я. Для полного погружения снимаю очки, благо место в седьмом ряду и острота зрения минус 4,5 позволяют на личном опыте прочувствовать, каково это — воспринимать происходящее на сцене действо со слов другого человека.

Занавес открывается. Актеры исполняют знакомую с детства песню «Ничего на свете лучше нету» и после этого Владимир Витальевич очень подробно объясняет буквально каждый шаг персонажей, заостряя внимания на малейших изменениях в мизансцене.

Не только мюзикл

— Считаю, что с тифлокомментированием спектакль становится ярче и насыщеннее, — делится впечатлениями хабаровчанка Анастасия Лобанова. — Благодарна тем, кто адаптировал для нас «Бременских музыкантов», так как теперь смогла понять все, что происходит на сцене. Я не в первый раз посещаю театр, часто доводилось бывать на постановках без вспомогательного комментария, и в большинстве случаев теряла нить повествования.

К слову, «Бременские музыканты» это не единственный спектакль, адаптированный для слепых и слабовидящих.

— Также мы сделали тифлокомментарии к «Шерше ля фам», «Обыкновенному чуду» и «Искусству жениться», — отмечает специалист по связям с общественностью ХМТ Анна Шестопалько. В 2019 году выиграли грант в рамках государственной программы «Доступная среда», который позволил закупить специализированное оборудование. Чтобы попасть на такую постановку, нужно предварительно оставить заявку администраторам театра по тел. 21-14-03. Это можно сделать самостоятельно либо через региональную организацию Всероссийского общества слепых.

Покажи мне песню

концерт.JPG

Лучшие театралы, вокалисты и танцоры страны представили свое творчество на всероссийском конкурсе среди глухих и слабослышащих людей.

Никогда бы не подумала, что можно песню показать жестами, а не только исполнить при помощи вокальных данных. Конечно, звуки и слова лились из динамиков в концертном зале ГДК, где проходил гала-концерт победителей конкурса, но увиденное на сцене просто поразило — образы, создаваемые артистами с помощью рук, мимики, жестов, рассказывали гораздо больше.

— Вы не поверите, в нашей гримерке всегда шумно и весело, — говорит председатель регионального отделения общества глухих Ольга Свионтковская. — Даже не скажешь, что репетируют неслышащие люди! Вчера, когда готовились к выступлению, не могли уснуть до 4-х утра и русские народные песни исполняли.

«Там-там, там-там» — загремели в зале ГДК северные барабаны, и на сцену вышли шаманы и другие танцоры, облаченные в традиционные одежды с пляшущими на них оленями, орлами и играющими в речных водах рыбами.

— В таких фестивалях мы участвуем часто, - рассказывает гость из Якутии, председатель регионального отделения по спорту среди глухих Сергей Платонов с помощью сурдопереводчицы Марии Ларионовой. — Раньше в основном выезжали в центральную часть страны, а теперь вот удалось побывать и у вас, в Хабаровске. Мы привезли 12 колоритных национальных номеров. Думаю, дальневосточный зритель оценит всю красоту и эффектность северной культуры, поскольку это вам не чуждо.

И в самом деле, затейливые якутские танцы во многом схожи с нашей нанайской, нивхской и другой хореографией коренных малочисленных народов.

Концертный зал был полон и встречал гостей необычными аплодисментами — вместо традиционного хлопанья в ладоши, артистов приветствовали поднятыми вверх руками.

— Почти 200 участников из 21 региона страны объединил шестой зональный Всероссийский конкурс концертных программ, — приветствовал участников и гостей мероприятия президент Всероссийского общества глухих Станислав Иванов. — Я рад, что сегодня мы представляем вашему вниманию не просто развлекательную программу, а свой, особенный язык жестов, свою культуру.

И на сцене участники гала-концерта это доказали: они перевоплощались в строителей-высотников, клоунов и певцов — настоящие звезды мерцали в этот вечер на сцене ГДК. Хабаровчане исполнили вокальные номера о своем родном крае и городе. Лучшим из лучших, кому жюри присудило победу, вручались дипломы, подарки, но проигравших здесь не было, потому что праздник получился настоящим творческим фейерверком, светлым и радостным.

 

     



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)