Жизнь без барьеров
logo

Специальные выпуски

Жизнь без барьеров

Подготовила Анастасия ШУБИНА, фото автора и из архиваПодмастерье, что ж такого! Делать крепкие табуретки, убирать помещения и поливать цветы — выполнять посильную работу и получать за это зарплату вполне могут и люди с ментальной инвалидностью. В школе-интернате № 4 по социальной программе регионального отделения ВОРДИ «Доступный труд» в разных видах деятельности заняты шестеро таких ребят в возрасте 18+. Повторенье — мать умения Заходя в класс, где шумят столярные инструменты, повсюду летит стружка, а над будущими изделиями усердно корпят парни в униформе, совершенно невозможно определить, кто из них ученики, а кто — работники-подмастерья. Несмотря на то что Володя Ушаков и Иван Зазерный страдают заболеваниями, связанными с интеллектуальными нарушениями, они уверенно держат рубанок, пилу, сами могут выполнить простейшие действия. — И это неудивительно, ведь с пятого класса изо дня в день повторяем одно и то же, навыки у таких ребят закрепляются годами, — объясняет преподаватель трудового обучения, а параллельно и наставник, который сопровождает своих особенных помощников, Юрий Филиппов. — Когда мальчишки только пришли ко мне, и веник в руках держать не могли, а теперь помимо изготовления заготовок, которые потом используем на уроках, помогают убирать мастерские, пользуются столярными станками, выжигательными инструментами. Конечно, за ними всегда приглядываю, но все же ребята стали намного самостоятельнее. К тому же хороший стимул — это зарплата, которая приходит на карту в конце каждого месяца. — За вычетом оплаты услуг сопровождающего сын получает около 17—18 тыс. руб., — рассказывает мама Володи Анна Ушакова. — Заработанные деньги он решил копить на заветную мечту — поездку за границу. Конечно, вставать каждое утро, трудиться даже три часа для него дело непростое, но такой режим и дисциплинирует, и мотивирует. Есть куда расти В программу «Доступный труд» образовательное учреждение включилось с января нынешнего года, но уже видна положительная динамика. — Наши ребята после окончания учебы либо получают профессию, которой они смогут овладеть, либо в силу своих особенностей остаются дома только на попечении родителей, — говорит директор школы-интерната № 4 Наталья Алхимина. — Процентов 90 детей с ментальной инвалидностью раньше шли по второму пути. Сегодня же родительской общественности при государственной поддержке и в тесном сотрудничестве с минобрнауки края удается в корне изменить ситуацию, и мы готовы со своей стороны стать полноценной экспериментальной площадкой: писать инновационные проекты, разрабатывать методики и технологии работы с детьми, страдающими тяжелыми множественными нарушениями развития. Выпускники интерната трудятся в родной школе разнорабочими, озеленителями, уборщиками. И глаза у них горят, потому что делают что-то новое в жизни и чувствуют себя нужными. — Президент Владимир Путин поддержал инициативу альтернативного квотирования рабочих мест для людей с инвалидностью, и этому всячески содействуют краевые и городские власти, помогают представители бизнеса, — рассказывает руководитель РО ВОРДИ, председатель общественного совета по делам инвалидов при мэре города Дмитрий Коломийцев. — Благодаря такой эффективной совместной работе нам удалось трудоустроить 66 жителей региона, из них 11 недееспособных ребят. Они заняты не только в рабочих профессиях, но и в сфере журналистики, фото- и видеоискусства, спорта. Общественники намерены продолжать эту деятельность, вовлечь в нее еще больше социальных партнеров.

Как «Крокодил» капризы проглотил

Общаться с детьми на понятном им языке игры учат в инклюзивной «Семейной мягкой школе», которая впервые открылась в Хабаровске.

Благодаря новой психологической методике родители особенных и обычных ребят, выполняя несложные физические упражнения, стараются принять себя и своих детей такими, какие они есть, взять под контроль эмоции и чувства.

— Оригинальную практику мы внедряем в рамках проекта, который реализует АНО «Старт к мечте», — объяснила куратор социальной инициативы Алиса Кошелева. — Как именно работает уникальная «Семейная мягкая школа», рассказала ее автор, московский дефектолог Элла Глушкова, во время своего визита в Хабаровск, а также она дала несколько мастер-классов.

Ну а дружба начинается с…объятий

Четыре дня хабаровские кураторы проекта, педагоги, работающие с особенными детьми в школах-интернатах, и, конечно же, родители постигали азы необычной формы общения.

— Мы хотя и работаем с телом, но изменения у каждого человека происходят на уровне подсознания, — объясняет Элла Глушкова. — Поглаживания, объятия, легкие пощипывания — все это способы поощрения, и весьма эффективные, особенно для ребят, страдающих какими-то серьезными заболеваниями.

Начинается занятие с того, что участники садятся в круг, и здесь важный момент: взрослые и дети на одном уровне, а значит, никто ни над кем не доминирует. Все приветствуют друг друга не только улыбками, рукопожатиями, но и обнимашками.

— Так преодолеваем очень серьезный барьер-миф, что к другому человеку нельзя прикоснуться, — продолжает дефектолог. — Очень даже можно, и ничего страшного не происходит, смотрите.

После легкой разминки в виде поворотов головы, рук, ног и наклонов участники мастер-класса переходят к упражнениям. Внешне они похожи на веселые игры: дети смеются, обнимаются с родителями, а те делают с ребятней самые разные трюки. В то же время и одни, и другие незаметно учатся взаимодействовать без лишних слов и наставлений. Например, «Норки» — мамы и папы ставят ноги полусогнутыми в коленях так, чтобы ребятня через эти отверстия проползала с трудом. Когда это удается, взрослые осыпают малышню телесной похвалой — объятиями и поглаживаниями.

— Детям не хватает телесного контакта, — отмечает Элла. — Если они дома себя плохо ведут, можно подойти, потискать, тогда сын или дочка инстинктивно чувствуют, что ты от них хочешь: чтобы не шумели, не прыгали. А ребята, получив тактильное общение, тоже успокаиваются.

Выползаем из кокона проблем

Ловушки родители создают самые разные: зажимают ногами, руками, делают захваты, это и роднит новую методику с воинскими искусствами, на основе которых она и была создана. Однако дети всегда из западни выбираются, а полученные навыки используют в повседневной жизни.

— На одном из занятий мы играли в «Крокодилов», — приводит пример педагог. — В семейном дуэте мама хватала ноги и руки сына, а он старался мягко, без применения силы их вытащить. Когда они вернулись домой, гиперактивный мальчик стал психовать, потому что не мог снять ботинок. Мама ему говорит: «Давай, как на занятии, постепенно, вытаскивай ногу». И все получилось, ребенок запрыгал от счастья! Причина каприза ушла.

Бывает, участники занятия не сразу могут выполнить упражнение, к примеру, если надо вылупиться из яйца или выползти откуда-то.

— Я чувствовала себя беспомощной, когда не могла выбраться из-под груды тел, и все думала: почему никто не хочет мне помочь? — делится впечатлениями мама особенного ребенка Оксана. — Потом включился мозг, поняла, что нужно просто повернуться в другую сторону. И вуаля, получилось, я на свободе! Спустя какое-то время распаковывала смысл этих упражнений — в жизни мы также закутываемся в кокон проблем, порой забывая о детях, которые страдают от одиночества, пока мама и папа грязнут в депрессии. А им так нужна наша любовь и забота не только на словах.     

Некоторые родители в ходе занятия понимают, что чрезмерно опекают своего ребенка, потому что помогают выполнять упражнения, хотя малыши вполне и сами справляются.

— Но ведь он не такой, как здоровые дети, ему сложнее, — парирует излишне заботливая мама, когда педагог делает замечание. — А вдруг упадет, ударится.

— Ничего страшного не случится, мы занимаемся на мягкой поверхности, — объясняет Элла Глушкова. — А иначе он никогда не научится группироваться при падении, но в жизни их еще будет немало.

Умеешь сам — научи другого

Инклюзивный проект «Давай поиграем» собрал под своим крылом более 90 участников. Бесплатные занятия два раза в неделю ведут хабаровские кураторы.

— В «Семейной мягкой школе» преподают Мария Русяева и Анастасия Бузовская, — говорит Алиса Кошелева. — Одновременно собирают небольшие группы. Сейчас мы ищем постоянное помещение, но на первых порах занимаемся на площадках, которые выделили руководители школы-интерната № 4 и творческой мастерской «КнижЖучки». Большую поддержку в реализации этой социальной инициативы оказали также комитет по внутренней политике правительства Хабаровского края и региональная общественная организация ВОРДИ.

Завершится курс мягкой школы 1 мая, однако кураторы планируют и дальше популяризировать эффективную методику. К тому же полученные навыки настолько доступны, что родители смогут сами применять их в дальнейшей жизни, поделиться знаниями со своими друзьями и знакомыми.


Подмастерье, что ж такого!

доступный труд 3.JPG

Делать крепкие табуретки, убирать помещения и поливать цветы — выполнять посильную работу и получать за это зарплату вполне могут и люди с ментальной инвалидностью.

В школе-интернате № 4 по социальной программе регионального отделения ВОРДИ «Доступный труд» в разных видах деятельности заняты шестеро таких ребят в возрасте 18+.

Повторенье — мать умения

Заходя в класс, где шумят столярные инструменты, повсюду летит стружка, а над будущими изделиями усердно корпят парни в униформе, совершенно невозможно определить, кто из них ученики, а кто — работники-подмастерья. Несмотря на то что Володя Ушаков и Иван Зазерный страдают заболеваниями, связанными с интеллектуальными нарушениями, они уверенно держат рубанок, пилу, сами могут выполнить простейшие действия.

— И это неудивительно, ведь с пятого класса изо дня в день повторяем одно и то же, навыки у таких ребят закрепляются годами, — объясняет преподаватель трудового обучения, а параллельно и наставник, который сопровождает своих особенных помощников, Юрий Филиппов. — Когда мальчишки только пришли ко мне, и веник в руках держать не могли, а теперь помимо изготовления заготовок, которые потом используем на уроках, помогают убирать мастерские, пользуются столярными станками, выжигательными инструментами. Конечно, за ними всегда приглядываю, но все же ребята стали намного самостоятельнее.

К тому же хороший стимул — это зарплата, которая приходит на карту в конце каждого месяца.

— За вычетом оплаты услуг сопровождающего сын получает около 17—18 тыс. руб., — рассказывает мама Володи Анна Ушакова. — Заработанные деньги он решил копить на заветную мечту — поездку за границу. Конечно, вставать каждое утро, трудиться даже три часа для него дело непростое, но такой режим и дисциплинирует, и мотивирует.  

Есть куда расти       

В программу «Доступный труд» образовательное учреждение включилось с января нынешнего года, но уже видна положительная динамика.

— Наши ребята после окончания учебы либо получают профессию, которой они смогут овладеть, либо в силу своих особенностей остаются дома только на попечении родителей, — говорит директор школы-интерната № 4 Наталья Алхимина. — Процентов 90 детей с ментальной инвалидностью раньше шли по второму пути. Сегодня же родительской общественности при государственной поддержке и в тесном сотрудничестве с минобрнауки края удается в корне изменить ситуацию, и мы готовы со своей стороны стать полноценной экспериментальной площадкой: писать инновационные проекты, разрабатывать методики и технологии работы с детьми, страдающими тяжелыми множественными нарушениями развития.

Выпускники интерната трудятся в родной школе разнорабочими, озеленителями, уборщиками. И глаза у них горят, потому что делают что-то новое в жизни и чувствуют себя нужными.

— Президент Владимир Путин поддержал инициативу альтернативного квотирования рабочих мест для людей с инвалидностью, и этому всячески содействуют краевые и городские власти, помогают представители бизнеса, — рассказывает руководитель РО ВОРДИ, председатель общественного совета по делам инвалидов при мэре города Дмитрий Коломийцев. — Благодаря такой эффективной совместной работе нам удалось трудоустроить 66 жителей региона, из них 11 недееспособных ребят. Они заняты не только в рабочих профессиях, но и в сфере журналистики, фото- и видеоискусства, спорта.   

Общественники намерены продолжать эту деятельность, вовлечь в нее еще больше социальных партнеров.  


Скуке — шах и мат

клуб оптимист 1.jpg

После капитального ремонта открылся зал клуба по интересам общественной организации инвалидов «Солидарность».

Назвали новое объединение символично «Оптимист», потому что собрало оно под своим крылом людей позитивных, открытых и готовых добиваться успехов во всем.

— А начать мы решили с состязаний по настольным играм, — отметила на торжественной церемонии открытия председатель «Солидарности» Ирина Сазонова. — Приобрести весь необходимый инвентарь, отремонтировать зал, оборудовать бетонный пандус на входе в здание удалось благодаря участникам нашей организации, которые откликнулись на призыв поучаствовать в благотворительной акции и собрали средства.

В первых состязаниях клуба «Оптимист» по нардам, шашкам, шахматам и дартсу приняли участие более 20 человек. Соревнования на меткость судила неоднократная чемпионка России по дартсу среди людей с инвалидностью, член клуба Дарья Пивнюк. После подведения итогов победителей и призеров наградили грамотами и подарками.

— Занятия теперь будем вести ежедневно по расписанию, — рассказала руководитель клуба «Оптимист» Эльза Ким. — К этим четырем видам настольных игр добавим и другие направления досуга. Наши женщины не прочь заняться рукоделием, живописью. Также изготавливаем приспособления для нужд СВО — например, окопные свечи, которые потом передаем в общественную организацию «Дальневосточный тыл». Ждем всех желающих.

Уважаемые читатели! О чем еще вы хотели бы узнать на страницах спецвыпуска «Жизнь без барьеров»? Присылайте письма в редакцию газеты «Хабаровские вести» (ул. Ким Ю Чена, 6) или на электронную почту shubinavesti@mail.ru  



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)