Специальные выпуски
Дом, как маленькая вселенная
С особенными детьми можно и нужно говорить на серьезные темы, но только на языке чувств и эмоций.
В этом уверена команда «Белого театра», которая при поддержке Фонда президентских грантов реализует свой очередной проект «Театральная лаборатория: открывая возможности».
— Если говорить попросту, то мы привлекли семьи, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, провели для них мастер-классы по актерскому мастерству, вокалу, сценической речи, хореографии, бодиперкуссии (искусству исполнения ритмов без использования музыкальных инструментов) и создали перформанс, — рассказывает куратор проекта Алиса Кошелева. — Сейчас активно репетируем, потому что уже 4 и 5 мая на сцене театра «Ключ» состоится премьера.
О проблеме, которой сторонятся
Постановка настолько глубокая, что не может оставить равнодушным даже самого предвзятого зрителя. Перед нами под звуки барабанов, дудука, флейты появляются то серые кирпичики стен, то дом в миниатюре, куда мы смотрим сверху, как боги. Юные актеры по очереди предстают в образе человека, который бродит по жилищу, становится древом жизни, избавляется от ненужных вещей. Проникновенная игра профессиональных артистов и любителей просто потрясает.
Идея создания такого необычного перформанса пришла режиссеру проекта Ольге Кузьминой после прочтения книги Мариам Петросян «Дом, в котором…» о нелегкой жизни детей-инвалидов в интернате.
— Меня зацепила в этом произведении одна фраза: «Серый дом, которого все сторонятся», также многие люди избегают проблемы инвалидности, но мы не стали зацикливаться на физических особенностях человека, а решили показать его связь с домом, что это целый мир, — объясняет Ольга Николаевна. — Небольшие сцены заставляют зрителя задуматься над тем, что атмосферу в жилище создаем мы сами, как творцы своей маленькой вселенной. И какой она будет: теплой, уютной или плохой, напрямую зависит от нас.
В спектакле задействованы и особенные дети, и их родители. Сюжет построен так, чтобы ребята самостоятельно, без помощи взрослых, играют свои роли. Режиссер строго покрикивает на мам и пап, старающихся подсказать ребенку, что дальше делать или говорить.
— Одна из задач перформанса — сломать стереотип родительской гиперопеки, — говорит Ольга Кузьмина. — А также мы стараемся научить детей работать в команде, все они разные: кто-то соображает быстрее, кто-то медленнее, и чувствуем, что делаем все правильно, когда первые терпеливо относятся ко вторым и дают им время на вживание в роль.
Тигр может стать деревом
Очень оригинальной получается сцена «Древочеловек», в которой играет мальчик с синдромом Дауна Гриша Лысаковский. Фоном льются тонкие звуки духового инструмента, и актриса «Белого театра» Алиса Кошелева проникновенно читает текст: «Он играл на флейте. Двор слушал. Он играл совсем тихо, для себя. …Хорошо, когда есть кусок поющего дерева, успокающего, убаюкивающего. Если много часов сидеть неподвижно, сама природа включит тебя в свой круговорот, как если бы ты сам был деревом. Он представил себя древом человека и засмеялся».
— Эту роль Ольга Николаевна сразу предложила моему сыну, — делится впечатлениями мама Григория Анжела Лысаковская. — Так как он не говорящий, нужно было раскрыть его внутренний артистизм. Режиссер сказала: «Раз он у нас любит хоккейную команду «Амур», пусть как настоящий тигр проявит свою харизму». И у Гриши действительно получилось войти в образ могучего дерева.
Уже сейчас, в ходе подготовки к показу перформанса, родители замечают, как на глазах меняются их дети. Мальчик с аутизмом Антоша Сериков начал говорить, хотя раньше практически всегда молчал на сцене, Артем Ушанов теперь умеет справляться с негативными эмоциями. Да и сами взрослые учатся доверять своим детям.
— Стоять с мамой на одной сцене — это очень здорово, — говорит юная актриса Кристина Круковец. — Играя в театре, мы стали более раскрепощенными, научились слушать и понимать друг друга.
Команда «Белого театра», ребят с особенностями здоровья и их родителей похожа на большую семью, и руководители проекта рады, что к ней присоединяется все больше людей.
— Главная сложность — собрать всех вместе, чтобы качественно провести репетиции, — отмечает Алиса Кошелева. — Дети у нас активные, кто-то занимается плаванием, кто-то боевыми искусствами, постоянно ездят на соревнования, но мы постараемся подготовиться основательно и покорить зрителей. На премьеру ждем всех желающих 4 и 5 мая в 14.00 по адресу: улица Суворова, 1а, лит. Б, вход свободный.
Изящно кружить в вальсе не запретишь, даже если нет возможности ходить.
Это каждый раз блестяще доказывают участницы клуба бальных танцев на колясках при хабаровской спортивно-адаптивной школе. И хотя коллектив немногочисленный — всего пять девочек, но довольно успешный, они представляют Хабаровск на соревнованиях разного уровня. Я пришла на тренировку, как раз когда спортсменки готовились к краевому чемпионату среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.
Тянись, девочка, тянись
Еще до начала занятия девушки разогреваются, делая простые упражнения для рук и шеи.
— Это очень важно — подготовить мышцы к нагрузкам, — отмечает тренер спортивно-адаптивной школы Анна Резник. — Прежде чем закружиться в ритме самбы, ча-ча-ча или вальса, обязательно нужно выполнить комплекс физических упражнений. Для этого используем всевозможный инвентарь — гантели, резиновые жгуты, шарики.
Большое внимание каждая девочка уделяет растяжке спины, потому что именно эта часть тела задействована у колясочников во время исполнения хореографических элементов. Анна Александровна помогает танцоркам, заводя руки глубоко за спину.
— Ой-ой, — не может утерпеть болевые ощущения Юлия Безусова.
— Давай, тянемся, еще надо немного довести ручку, — поддерживает ее тренер.
После разогрева включается музыка, и из динамиков льются плавные звуки венского вальса, горячие латиноамериканские мотивы. Девочки грациозно передвигаются на колясках, делают крутые повороты, взмахи руками. Работают корпус, плечи и голова. А вот ноги надежно зафиксированы специальными ремнями, чтобы не вылетали по инерции.
— И не забываем про доброе улыбчивое лицо, — делает акцент на артистизме руководитель.
Во время занятия обращаю внимание, что танцевальные средства передвижения отличаются от обычных — они более громоздкие, колеса расположены под большим углом, а спинки у них короткие.
— Это специальные коляски, в которых удобнее выполнять разные маневры, ведь для девочек это, по сути, ноги, — говорит Анна Резник. — У нас, конечно, устаревшие модели, современные более легкие и удобные, но и очень дорогие, поэтому пользуемся тем, что есть.
Глядя на этих птичек, которые так и порхают по залу, не подумаешь, что танцы на колясках — это тяжелый труд. Только к концу репетиции девушки устало перебираются в свои коляски, кто-то идет на ногах с помощью палочек.
— Танцы для меня — мощный двигатель, который ведет вперед, — признается Оксана Депутатова. — Занимаюсь с самого основания клуба. Когда подруга Лена Меркулова (которая, к сожалению уже ушла из жизни) пригласила меня в хореографию на колясках, я сразу же согласилась. Это не только отличный способ физической реабилитации, но и психологическая разгрузка. Здесь становишься то знойной красоткой, то легкой и грациозной скромницей. У меня даже четырехлетняя дочь порой приходит на репетицию и тоже кружится рядом.
Все девочки с разными заболеваниями, но каждая говорит, что всегда мечтала танцевать. Они исполняют как сольные, так и групповые спортивные программы, делают постановочные номера с сюжетом, идеей и синхронами.
— Так как у меня ДЦП, сложнее всего красиво держать руки, — говорит Анна Кричко. — Но повороты удаются хорошо. Главное — в танцах работает не только тело, но и мозг включается. Надо чувствовать ритм, коляску, запоминать, какое движение будет следующим.
Но для этого и нужен тренер, в меру строгий и с хорошим чувством юмора.
— Без шуток никуда, они тоже своего рода разгрузка, — отмечает Анна Резник. — Раньше я никогда не работала с колясочниками, занималась только классическими бальными танцами. А тут пришлось сначала самой сесть в инвалидное кресло, чтобы понять, как это работает.
Вот так они и учатся друг у друга и хореографическому мастерству, и терпению.
Протез по сертификату
Более 900 людей с инвалидностью в Хабаровском крае и ЕАО получили 118 тысяч технических средств реабилитации с помощью электронных документов.
В этом году региональное Отделение Социального фонда России оформило 3 тысячи электронных сертификатов на общую сумму более 51 млн руб.
Электронный сертификат — это инструмент, который позволяет довольно быстро приобрести необходимые технические средства реабилитации или протезно-ортопедические изделия, рекомендованные по программе реабилитации и абилитации. Это могут быть кресла-коляски, протезы, ортезы, абсорбирующее белье, трости, специальные средства при нарушении функции выделения, слуховые аппараты, протезно-ортопедические изделия и прочие.
— Если на первом этапе сертификат позволял купить только серийные средства реабилитации, то теперь это еще и индивидуальные изделия, сделанные на заказ, — отметила управляющий ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО Ирина Звержеева. — Например, протезы верхних и нижних конечностей.
С полным списком доступных по сертификату изделий можно ознакомиться в каталоге ТСР, разработанном Социальным фондом. Оформить его можно через портал «Госуслуги», МФЦ или в клиентских службах регионального Отделения СФР. За подробной информацией можно обращаться по телефону единого контакт-центра взаимодействия с гражданами 8 (800) 100-00-01 (круглосуточно, звонок бесплатный).
Уважаемые читатели! О чем еще вы хотели бы узнать на страницах спецвыпуска «Жизнь без барьеров»? Присылайте письма в редакцию газеты «Хабаровские вести» (ул. Ким Ю Чена, 6) или на электронную почту shubinavesti@mail.ru