Жизнь без барьеров
logo

Специальные выпуски

Жизнь без барьеров

Подготовила Анастасия ШУБИНА, фото автора и из архива

Автоледи бесшумной дороги

Женщину за рулем такси встретишь нечасто, тем более с инвалидностью, но поездка с особенным водителем вполне комфортная и безопасная.

В этом убеждаешься, оказавшись в автомобиле Татьяны Юрьевой, которая с рождения страдает глухотой. За рулем женщина сосредоточена.

— Мне не обязательно слышать дорогу, сигналы водителей, потому что внимательно смотрю по сторонам и зеркалам, — с помощью сурдопереводчика объясняет Татьяна. — Реагирую, если замечаю, что кто-то перестраивается в соседний ряд или обгоняет, а вечером обычно моргают фарами, так понимаю, что люди торопятся, и пропускаю. К тому же у меня немалый опыт, машину вожу уже 15 лет.

В пути от плиты до руля

В детстве Татьяна Юрьева, полностью лишенная слуха из-за родовой травмы, и не мечтала стать уверенной автоледи. Она училась в обычной школе, поэтому приходилось прикладывать немало усилий, чтобы не отставать от сверстников. После девятого класса девушка окончила техникум по специальности «компьютерное программирование», но работать по профессии не смогла: везде требовалось общение с клиентами по телефону. Таня прошла курсы поваров-кондитеров в группе для неслышащих и около трех лет работала в этой сфере.

— Тогда из близких людей, которые могли в любой момент поддержать, была только мама, — рассказывает моя собеседница. — Но потом, приехав в гости к другу в Санкт-Петербург, познакомилась со своим мужем Павлом (он тоже неслышащий), который и посадил меня за руль, потому что сам всю жизнь увлекался автомобилями.

Мой график — мои правила

Но зарабатывать на машине Татьяна смогла только спустя десять лет после получения водительских прав — все это время она занималась домашним хозяйством и детьми, а их в семье пятеро!

— Сами понимаете, что такое ребятня. Кроме повседневных забот, старших вожу на дополнительные занятия, дочери у нас тренируются в секции борьбы, — продолжает рассказ женщина. — А по окончании декретного отпуска муж предложил попробовать свои силы на поприще такси.

Преодолев все сомнения и страхи, женщина окунулась в эту сферу услуг. Поначалу переживала, когда люди понимали, что водитель «тихий» из-за недуга, и порой реагировали с негодованием или, наоборот, не знали, как себя вести. Но со временем она перестала обращать на это внимание.

— С «Яндекс такси» я сотрудничаю уже почти два года, — отмечает Татьяна Юрьева. — Удобно, что связь с пассажирами можно держать при помощи приложения, — это позволяет свести к минимуму личное общение. Но самый главный плюс для меня как многодетной мамы — здесь свободный график и есть возможность больше внимания уделять своей семье.

Куплю цветов и подарю букет

юрьева 1.jpg

За два года работы в такси у особенного пилота ни разу не возникало серьезных конфликтов с пассажирами, за исключением нескольких эпизодов, когда клиенты были сильно нетрезвыми или уходили, не заплатив, якобы отлучившись в магазин.

— Я всегда веду себя вежливо, хотя и не могу поддержать разговор, — объясняет Татьяна. — Если возникает острая необходимость, общаемся по переписке. А однажды пассажир подарил мне букет цветов, просто потому что неслышащая женщина и вдруг таксистка. Это было очень приятно!

Работа работой, а все-таки для большинства представительниц прекрасного пола на первом месте остается семья, и Татьяна Юрьева не исключение.

— Родные гордятся, что я нашла себе дело по душе, — признается она. — А мне, в свою очередь, в выходные удается побаловать их вкусностями, вместе мы выбираемся отдыхать на природу. И как только достроим свой двухэтажный дом, где у каждого ребенка будет отдельная просторная комната, буду абсолютно счастлива.


Надежда становится на крыло

Давейнис .JPG

Безбарьерная среда — это не только пандусы, тактильная плитка и низкие бордюры, она определяется отношением общества к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья.

Об этом не понаслышке знает руководитель хабаровской общественной организации «Крылья надежды» Сергей Давейнис, потому что сам воспитывает ребенка с инвалидностью.

— Конечно, в последнее время ситуация понемногу меняется в лучшую сторону, — начинает разговор Сергей Игоревич. — Интересы наших детей теперь учитываются при благоустройстве территорий, к примеру, когда устанавливают специальные тренажеры на игровых и спортивных площадках во дворах или скверах. В городе работают адаптивные секции, реализуются проекты по трудоустройству особенных людей, в том числе и с ментальными нарушениями. И все это благодаря общественным организациям, объединяющим родительские сообщества. Однако путь к жизни в доступном Хабаровске только начинается.   

Умный «грабли» обойдет

Человеку в инвалидной коляске очень непросто передвигаться по улицам, на общественном транспорте, посещать врачей и даже элементарно выходить из подъезда, где нет ни пандусов, ни откидных рельс, — это супруги Сергей и Марина Давейнис прочувствовали на себе, когда их сыну спустя 8 месяцев после рождения врачи поставили страшный диагноз — ДЦП тяжелой формы.   

— Кроме того сложно у нас проходили процессы лечения и реабилитации в первый год жизни ребенка, — говорит глава семьи. — По незнанию, как и большинство таких же родителей, мы совершали ошибки, которые стали роковыми и усугубили состояние малыша. Все потому, что никто не мог рассказать, каков должен быть алгоритм действий. Мы стали искать, где можно почерпнуть информацию, нашли в соцсетях группу «Крылья надежды» и сразу в нее вступили.

Тогда организацией руководили две Анны — Мичурина и Тулинова, мамы особенных детей объединили таких же родителей-единомышленников.

— Оказалось, нет ничего полезнее опыта, который приходит, когда люди наступают на одни и те же «грабли», набивают те же шишки, — отмечает Сергей Давейнис. — Мы делились друг с другом успехами и неудачами, подсказывали, как избежать ошибок.

Вскоре обе руководительницы НКО уехали из Хабаровска, и после недолгих раздумий Давейнисы возглавили некоммерческую организацию. Сергей как грамотный айтишник создал сайт, где в общем доступе разместил всю накопленную за несколько лет информацию, чтобы новичкам было легче ориентироваться.

Выгода в доступности

Понемногу организация начала становиться на крыло: совместно с региональным отделением ВОРДИ руководители изучили болевые точки в Хабаровске, где особо необходимо обеспечить доступную среду для колясочников, свои наработки представили местным властям.

— Я вхожу в состав совета по делам инвалидов при мэре города, и хотелось бы отметить, что нас сегодня слышат, содействуют в решении проблем как на уровне муниципалитета, так и края, — добавляет Сергей Игоревич. — К примеру, удалось добиться, чтобы в поликлиниках детей, прикованных к коляскам, врачи принимали на первом этаже, а на входе в социальные учреждения устанавливались удобные пандусы.

 Но общественники на этом не остановились и решили сами заняться продвижением социальных проектов, которые если не искореняли, то хотя бы точечно устраняли проблемы людей с инвалидностью.

— Нам пришлось создать коммерческую организацию «Мир без границ», чтобы участвовать в конкурсах грантов, аукционах по реализации программы доступной среды, — отмечает Сергей Давейнис. — И уже есть результаты этой работы: мы отремонтировали пандус на улице Калинина, 28, планируем изготовить и установить пандус перед входом в приемную президента на улице Шевченко.  

Также они обустроят помещения, выделенные мэрией города под площадку для особенных детей по программе «Передышка», где родители смогут оставлять своих чад на несколько часов под присмотром специалистов, чтобы отлучиться по делам.

— Наша выгода не в получении прибыли, а в продвижении социальных проектов и не только по доступной среде, но и  трудоустройству людей с инвалидностью, которые могли бы, к примеру, заниматься ремонтом технических средств реабилитации, — резюмирует Сергей. — И мы приложим максимум усилий, чтобы воплотить все идеи в жизнь. 


Преграда для трости 

маршрут инв .jpg

Обследование важного маршрута для незрячей девушки провели представители городских властей.

Семнадцатилетняя Ирина Цветкова несколько раз в неделю проделывает путь от дома до центра эстетического воспитания «Отрада», где берет уроки игры на фортепиано. Однако теперь на этой дороге появилась преграда в виде металлических труб и конструкций, которые установили неизвестные.

— Ира полностью незрячая, поэтому может передвигаться только привычным маршрутом, — сказала ее мама Марина. — На освоение нового пути может потребоваться много времени, к тому же в обход идти гораздо дольше, придется делать большой круг.      

— Будем определять и адаптировать жизненный маршрут для девушки, потому что со всех сторон дороги разбитые, в ямах и ухабах, — отметила главный специалист управления социального развития Маргарита Шаготская. — Тем более что такой опыт у нас уже есть: в Краснофлотском районе на улице Руднева в прошлом году раньше намеченного срока удалось привести в порядок тротуар, по которому каждый день ездит в школу ребенок в инвалидной коляске.

Ежегодно специалисты муниципальных управлений социальной работы, образования и культуры — совместно с представителями регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов проводят подобные обследования маршрутов детей с разной степенью инвалидности. В основном выявляют нарекания на неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, отсутствие пониженных бордюров, тактильных элементов на пешеходных переходах. 

Уважаемые читатели! О чем еще вы хотели бы узнать на страницах спецвыпуска «Жизнь без барьеров»? Присылайте письма в редакцию газеты «Хабаровские вести» (ул. Ким Ю Чена, 6) или на электронную почту shubinavesti@mail.ru           

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)