Специальные выпуски
Футбол, футбол. Кричат родители: «Гол!»
Дети и подростки с ДЦП и нарушениями двигательных функций гоняют мячи и соревнуются в ловкости.
Участники физкультурной группы по футболу, которая работает при Хабаровской краевой спортивно-адаптивной школе, с гордостью делятся своими первыми успехами.
— Вот, кубок завоевали! — протягивает увесистую награду Егор Щелчков — Для этого даже в Новокузнецк летали.
В ответ на мой удивленный взгляд тренер команды с ограниченными возможностями здоровья, действующий сотрудник «СКА-Хабаровск» Валентин Мильчин добавляет:
— Собрали команду из пяти игроков. Это был всероссийский турнир «Стальная воля», куда хабаровских детей с ОВЗ пригласил президент Федерации футбола лиц с церебральным параличом Иван Потехин, все расходы по перелету, проживанию и питанию организаторы взяли на себя. По инициативе руководства адаптивной школы, для ребят изготовили спортивную форму с логотипом команды, представляющей Хабаровский край. Мальчишки впервые выступали на соревнованиях, они до сих пор под впечатлением.
И один в поле спортсмен
Началась история физкультурной группы всего с единственного юного хабаровчанина с ДЦП.
— Мальчик мечтал заняться футболом, и бабушка ребенка обратилась в региональное министерство спорта, — рассказывает руководитель ресурсного центра Хабаровской краевой спортивно-адаптивной школы паралимпийского и сурдлимийского резерва Олеся Черникова. — Нам как представителям спортивно-адаптивной школы поручили проработать вопрос: востребован ли этот вид спорта среди детей с таким диагнозом?
Тут на помощь пришли общественники организации родителей детей-инвалидов.
— Мы провели опрос в сообществе своих соцсетей и выяснили, что некоторые мамы и папы с радостью отдали бы своих ребят на футбол, — говорит руководитель РО ВОРДИ, член совета по делам инвалидов при мэре города Дмитрий Коломийцев. — Желающих набралось больше десятка.
Дальше специалистам адаптивной школы оставалось справиться с главной задачей — найти помещение и тренера для занятий.
— Изучив опыт других регионов, узнали, что команды детей с ОВЗ часто поддерживают профессиональные спортивные клубы, — продолжает рассказ Олеся Черникова. — Когда обратились за помощью в наш «СКА-Хабаровск», руководство клуба пошло навстречу, и уже в июле 2023-го секция заработала в спорткомплексе Академии СКА.
Кто едва ходил, теперь бегает
Сначала манеж «Техник» организаторы выбрали как временную площадку для тренировок, но потом и родителям, и детям понравилось, что заниматься можно в любую погоду, сюда проще добираться из любой части города, поэтому решили остаться. Сейчас тренировки два раза в неделю (по субботам и воскресеньям) посещают около 10—12 юных футболистов.
— Когда только взялся за спортивную подготовку ребят с ДЦП, перелопатил горы разной литературы, но понял, что никакой особой методики в этом деле нет, нужно только учитывать физические возможности каждого, — отмечает Валентин Михайлович. — Ну и нагрузку им приходится давать, конечно, в несколько раз меньше, чем здоровым спортсменам.
Пока мы беседуем, участники тренировки успевают сделать разминку, выполнить различные упражнения с мячом и уже выходят на поле, чтобы двадцать минут посвятить самой игре.
— Давай, обводи мяч, бей по воротам, молодец! — поддерживает с трибун своего сына Володю, забившего гол, папа Олег, а тот в ответ машет ему рукой. — Это он сейчас так шустро и умело бегает, а когда только сюда пришли, едва ходил.
— Занятия футболом не только развивают физические данные детей, но и помогают им в социализации, — поддерживает своего соседа по скамейке в зоне ожидания еще один отец, Павел. — Они сдружились, общаются, соревнуются на площадке, но после состязаний всегда пожимают руки.
По словам тренера, у всех участников разные возможности в соответствии с тяжестью заболевания.
— Одних можно готовить и на соревнования высокого уровня, а другие приходят сюда, только чтобы получить массу положительных эмоций, а также развивать двигательные навыки, координацию, — подводит итог Валентин Мильчин. — Конечно, чтобы собрать полноценную команду и выступать на турнирах, нам необходимо еще добрать спортсменов примерно с одинаковыми данными, но над этим еще предстоит поработать совместно с адаптивной школой.
Репетиция уроков и перемен
Подготовить к школе детей с рассеянным вниманием, неспокойных или, наоборот, чересчур отстраненных — такую задачу ставят перед собой педагоги и узкие специалисты лицея «Звездный».
В образовательном учреждении вот уже два месяца реализуется социально значимый проект по обучению ребят с расстройством аутистического спектра.
— Инициаторами этой идеи стали, конечно, родители, — объясняет руководитель проекта организации АНО «Я ЕСТЬ» Ольга Хоботова. — Ведь у нас детей с подобным диагнозом очень неохотно принимают в обычные классы. Как только они начинают отставать от сверстников в успеваемости, у них проявляются поведенческие отклонения, встает вопрос о переводе на домашнее обучение. А это значит, что ребенок оказывается отрезанным от общества. В дальнейшем и вовсе может попасть в психоневрологический интернат.
Однако, как утверждают специалисты и показывает опыт, многие нарушения, особенно в поведении, можно скорректировать, главное — как можно раньше начать. Поэтому после открытия в лицее ресурсных классов общественники стали участвовать в конкурсах грантов, и один из них, размещенный на платформе «Сбера», удалось выиграть.
Есть зрительный контакт!
Сегодня в рамках реализации проекта «Звездный старт» комплексную подготовку к школе проходят 12 ребят 6—8 лет с аутизмом.
— Занятия проводим в трех группах по четыре человека, чтобы максимально задействовать каждого, но, главное, настроить работу пусть и немногочисленного коллектива, — рассказывает учитель Юлия Михайлова. — Педагогу важно установить с детьми зрительный контакт, чтобы они не боялись смотреть в глаза, научились подражать взрослым. И спустя два месяца обучения у многих уже выработался стереотип правильного поведения на уроке. Они понимают, что нельзя вставать, когда им захочется, надо поднимать руку, если собираешься что-то сказать.
Занятия для таких ребят построены иначе, чем в обычном классе. К примеру, учебный процесс для них организован с перерывами, сначала каждые пять минут отдыхали, потом — десять-пятнадцать.
— Все время внимательно следим за состоянием каждого маленького ученика, — говорит тьютор Анастасия Сережина. — Бывает, кому-то требуются наушники, если раздражают окружающие звуки, другому нужно надеть специальный утяжеляющий жилет, который помогает зафиксировать малыша на месте и меньше отвлекаться.
Успехи закрепляют наградами
По словам организаторов проекта, у нас в Хабаровске очень не хватает квалифицированных специалистов для подготовки педагогов к грамотной работе с детьми, у которых есть расстройство аутистического спектра.
— Если на западе страны в обычных школах проводятся спецкурсы, то у нас такая практика слабо развита, — с сожалением признает Ольга Хоботова. — Именно поэтому мы и пригласили в качестве консультанта аналитика Междисциплинарного центра прикладного анализа поведения г. Новосибирска Анну Трубицыну. В феврале она планирует приехать в Хабаровск, а пока проводит мастер-классы для наших учителей и тьюторов онлайн.
Помощь заключается в том, что Анна Николаевна моделирует ситуации, при которых дети капризничают, ленятся или даже устраивают истерики, и все вместе они находят решение возникших проблем.
— Эффективный способ замотивировать детей на работу в классе — поощрять их за успехи, — делится полученным опытом учитель Ирина Пермякова. — Например, у нас за каждое выполненное задание ученик получает «успешный» жетон, за шесть собранных карточек положена одна сладость или игрушка, кому что больше нравится. А учитывая особенности мальчишек и девчонок с таким непростым заболеванием, потрудиться им приходится немало.
Мы немножко отдохнем…
Часто ребятам требуется моральная и физическая передышка, поэтому, если кто-то устал, а другие начинают филонить, глядя на соседа по парте, педагоги делают перерыв в занятиях.
— Хорошо расслабляют игры в сухом бассейне, светящейся комнате, песочная терапия, — отмечает учитель Полина Петелина. — После занимательного отдыха будущие школьники снова настраиваются на учебу.
На занятиях мальчишки и девчонки в облегченной, а иногда и игровой форме постигают азы письма и счета, обретают навыки рисования, бегают и прыгают на физкультуре.
— Все организовано на высшем уровне, — говорит мама участницы проекта Даниэлы Пак Елизавета. — Важно, что специалисты находят деликатный подход к каждому ребенку. Моя дочка стала лучше себя вести не только в классе, но и дома. Теперь она более усидчивая и внимательная. И надеемся удастся достичь самой главной цели — пойти учиться в обычную школу.
На благотворительный концерт (6+), посвященный Дню матери, приглашает хабаровчан волонтерский театр «Благость».
В программе творческие номера, вокальные и танцевальные выступления от известных в городе студий, детских и студенческих коллективов.
— Все выступающие — волонтеры, которые готовы потратить свое время, силы и поделиться своим творчеством. Наши артисты занимаются в студиях: «Депутатова учит» (вокал), восточных танцев «Гюльчатай», детской студии «Этюд», студии фламенко «Кармэн», а также есть ребята из технического колледжа и промышленно-экономического техникума, — рассказала руководитель волонтерского клуба «Благость» Елена Лаптейкина. — Вход на концерт бесплатный, пожертвования добровольные, и все они будут переданы в благотворительный фонд «Счастливое детство» и направлены на помощь детям-инвалидам.
Организаторы ждут всех неравнодушных горожан 30 ноября, в субботу, по адресу: ул. Суворова, 1а, лит. Б.
Уважаемые читатели! О чем еще вы хотели бы узнать на страницах спецвыпуска «Жизнь без барьеров»? Присылайте письма в редакцию газеты «Хабаровские вести» (ул. Ким Ю Чена, 6) или на электронную почту shubinavesti@mail.ru