Специальные выпуски
О чем шепчет закат
Научиться слышать окружающий мир можно и у мольберта, стоит только взять в руки разноцветные мелки.
В этом убедились участники инклюзивного благотворительного проекта «Слышать закат».
На пути к стиранию граней
Его автор — хабаровчанка Анастасия Шамшина — с ранних лет сталкивалась с проблемой непонимания со стороны общества, потому что сама имеет врожденную инвалидность по слуху.
— Из-за этого в школе я отставала от сверстников, ведь не всегда удавалось быстро уловить все, что говорили учителя, — вспоминает девушка. — Но самое главное, были барьеры в общении со сверстниками и с другими людьми. Свои эмоции и чувства я научилась выражать в творчестве, в частности изобразительном искусстве, потому что с детства им занималась.
Окончив обычную школу, девушка поступила в педуниверситет на худграф и, к удивлению своих знакомых, сокурсников и преподавателей, не только окончила специалитет, но и позже пошла в магистратуру. Сейчас работает над диссертацией, тема которой связана с творчеством, как инструментом инклюзивного образования. Первую попытку реализовать социальный проект она предпринимала три года назад, став участницей конкурса под хештегом «Стирая грани» федерального агентства «Росмолодежь».
— Тогда я назвала свою инициативу «Слышать цвет заката» и хотела посредством творчества, а точнее рисования, в технике сухая пастель объединить неслышащих, слабослышащих и здоровых людей, чтобы показать, как искусство помогает наладить контакт, научить общению и взаимодействию, — рассказывает Анастасия. — Но, видно, чего-то не хватило в теоретическом обосновании, и проект не получил финансовую поддержку.
Но сдаваться она не собиралась, тем более рядом всегда была ее мама и твердила, что нужно попробовать снова, ведь идея-то хорошая. Спустя два года Настину инициативу на конкурсе «Бери ресурс» поддержали представители Сбербанка.
— Я немного доработала концепцию и изменила название, убрав из него одно слово, — говорит автор. — Так проект «Слышать закат» ожил.
Понятный язык оттенков
Благодаря финансовой поддержке социального партнера Анастасия Шамшина приобрела мольберты, все необходимое для рисования в технике сухая пастель. Оставалось только подобрать участников.
— Мы пригласили ребят из школы-интерната, взрослых из общества глухих, всего набралось 15 человек от 14 лет, порадовало, что присоединились даже люди пенсионного возраста, — рассказывает руководитель проекта. — В число здоровых участников вошли представители социального партнера и общественники.
Для творческих занятий Сбербанк предоставил помещение своего лофт-центра, где группа художников-любителей комфортно размещалась два раза в неделю. Начинали они осваивать азы нового для себя изобразительного искусства с натюрморта, рисовали самые простые предметы — два персика и фигуру треугольника.
— Подросткам эта тема пришлась по душе, — говорит Анастасия Шамшина. — Каждый изобразил такой элементарный сюжет по-своему, кто-то даже в розовых тонах, и эта работа так понравилась меценатам, что ее отобрали на итоговую выставку.
Многим понравилось рисовать в технике сухой пастели, если говорить попросту — это рисование при помощи специальных мелков.
— У них бархатистая текстура, которая равномерно ложится на бумагу, хорошо растушевывается и поражает воображение разнообразием оттенков, они еще и замечательно смешиваются между собой, — делится впечатлениями участница проекта Марина Попова.
Свет твоей и моей души
Сама Настя отмечает, что плодотворно прошли занятия по выполнению коллективных работ.
— Именно в группе, когда пришлось делать что-то сообща, люди учились понимать друг друга, — говорит педагог. — Иногда это удавалось практически без слов, а порой приходилось даже утихомиривать споры.
Интересным также получился опыт рисования в паре, когда художники рисовали картину по очереди меняясь каждые пять минут.
— Работы вышли просто неповторимые, потому что они объединили совершенно разных и по возрасту, и по интересам людей, — высказала мнение участница Елена. — Было совершенно неважно, имеет человек какие-то ограничения в здоровье или нет, все мы оказались в равных условиях, а благодаря совместному творчеству стали немного светлее, добрее и терпимее друг к другу.
Завершился благотворительный проект 3 декабря ко Дню инвалидов большой выставкой, которая открылась на молодежном форуме «Добро на ДВ» в здании старого аэропорта. Лучшие пейзажи, натюрморты увидело большое количество посетителей, которые оценили творчество по достоинству и увидели, о чем может шептать человеку закат, вдохновляя его.
«Работа с детьми и взрослыми, имеющими инвалидность — одно из приоритетных направлений социальной политики города, — не раз подчеркивал мэр Хабаровска Сергей Кравчук. — Создаются условия для их всестороннего развития и самореализации в спорте, различных видах досуга. Ежегодно ребята проявляют свои таланты и способности в творческих инклюзивных играх, ставших общероссийскими благодаря инициативе хабаровских общественников».
В число лучших пловцов города с ОВЗ входят участники секции адаптивной физкультуры.
А ведь всего два года назад, когда она только открылась на базе муниципального учреждения «Хабаровск спортивный», многие ребята даже на воде держаться не могли, пришли абсолютно нулевыми (так между собой говорят профессионалы о неопытных новичках).
Успешен сам — подготовь другого
Бразды тренерского правления передали хрупкой выпускнице краевой спортивно-адаптивной школы Александре Игнатовой. С детства она занималась плаванием, сначала оно было необходимо как одно из направлений реабилитации по инвалидности, а потом девушка стала выступать на соревнованиях разного уровня, в том числе и всероссийских в составе сборной региона, имеет звание кандидата в мастера спорта.
— Когда мне предложили возглавить секцию, ни минуты не сомневалась, — рассказывает Александра. — На тот момент уже хотелось профессионального роста, к тому же постоянно посещала тренировки, которые в адаптивной школе вел мой муж Дмитрий Игнатов, и поняла, что дети с нарушениями интеллекта и опорно-двигательного аппарата такие же, как и все остальные, просто на занятиях с ними нужно проявлять чуть больше терпения и упорства и этому же учить их.
Дело у начинающего тренера понемногу стало спориться. Спустя месяц-другой даже тот, кто в первые дни с ужасом в глазах заходил в воду, медленно передвигался исключительно по бортику или на специальных досках, поднабрался храбрости.
— Постепенно стала отпускать их в свободное плавание, — улыбается тренер. — Убирала досточки, но все равно поддерживала, пока не чувствовала, что ребенок уверенно гребет.
Только вот не все воспитанники адаптивной секции делают это в привычном для нас понимании. Ребята с обездвиженными ногами, плавают исключительно при помощи рук и торса. У кого не работают руки, наоборот, держатся на воде только за счет движения нижних конечностей.
Вместо операции заплыв
Занятия для ребят с ограниченными возможностями здоровья проходят по три-четыре раза в неделю на двух локациях — в бассейнах спортшколы «Дельфин» и «Виктория» школы № 27 в поселке им. Горького. Как и все спортивные тренировки, плавание начинается с разминки, потом основной комплекс упражнений. Они учатся правильно держать на воде голову и дышать.
— Сейчас каждый из ребят делает определенные успехи, — отмечает тренер. — Кто-то воспринимает этот спорт как увлекательный досуг, но есть и по-настоящему талантливые, как я их называю, плывучие дети.
В их числе Арсений Пешков, он пришел в бассейн полтора года назад по рекомендации врача-ортопеда.
— Поначалу доктора краевой больницы делали неутешительные прогнозы, мы даже на операцию записываться собирались, — рассказывает мама мальчика Светлана. — Но спустя полгода медики отметили положительную динамику, и, хотя пока сын все еще ходит с помощью костылей, есть шанс на полное выздоровление.
Радуются в семье как улучшению здоровья, так и спортивным достижениям Арсения: в десять лет он занял третье место на городском чемпионате по плаванию в своей возрастной категории и выполнил второй юношеский разряд. Другим участникам секции также есть чем похвастаться — это и победы, и призовые места, а главное, они теперь уверенно борются со своими недугами.
— У одних укрепляются мышцы, другие после тренировок чувствуют, что поднимается настроение, уходят плохие мысли, — замечает Александра Игнатова. — И абсолютно у всех, кто регулярно занимается плаванием, повышается иммунитет, ребята практически не простужаются.
На тренировках в бассейне почти всегда шумно, воспитанники порой не прочь и пошалить, но руководитель позволяет это только на завершающем этапе, когда объявляется время игр.
— Спортсмены и покорители водных дистанций они только во вторую очередь, а в первую — все-таки дети, — резюмирует тренер. — Кроме того, в игровой форме ребята учатся общению и взаимовыручке.
Уважаемые читатели! О чем еще вы хотели бы узнать на страницах спецвыпуска «Жизнь без барьеров»? Присылайте письма в редакцию газеты «Хабаровские вести» (ул. Ким Ю Чена, 6) или на электронную почту shubinavesti@mail.ru