95 лет исполняется скорой помощи Хабаровска
logo

Сюжеты

95 лет исполняется скорой помощи Хабаровска

Наталья ГРОШЕНКО, фото автора

Первая станция появилась в нашем городе в 1927 году. Располагалась она на улице Артиллерийской, ныне Истомина. В штате состояли три врача, три водителя и три телефонистки, был один-единственный автомобиль. Работали круглосуточно.  

IMG_9353.JPG

За эти годы станция скорой медицинской помощи прошла путь, как говорится, от конной повозки до современного реанимобиля и укомплектована квалифицированными кадрами.

На данный момент у нас 517 медработников — 115 врачей и 402 человека среднего медицинского персонала. 62 бригады скорых — 27 врачебных, 27 фельдшерских, одна психиатрическая и 7 реанимационных, — говорит и.о. главного врача скорой помощи города Хабаровска Николай Коваль.

Но нехватка персонала все же есть.

— Работаем с медколледжем — привлекаем будущих фельдшеров, с мединститутом — нам всегда нужны анестезиологи-реаниматологи. Приходят к нам будущие медики и на практику — если «загораются», потом устраиваются работать. В прошлом году приняли 11 молодых специалистов — три врача и восемь фельдшеров.

Чтобы на такой нелегкой и ответственной работе закреплялись кадры, нужна мотивация.

— Стараемся поднимать зарплату. Также в прошлом году 10 молодым сотрудникам переданы ключи от квартир — несомненно, это хороший стимул, — рассказал Николай Николаевич.

Ждут в этом году на станции и обновления автопарка — тот, что есть, устаревает. Последний раз получили 10 машин в 2020 году.

А вообще весь персонал сейчас вздохнул свободнее — после спада волны ковида вернулись к нормальному режиму работы. Шутка ли — в разгар пандемии было до 1 300 вызовов в сутки при обычных 700. Бригады работали с очень большой нагрузкой, порой их не хватало, так как медики и сами болели, как и все остальное население. Но коллектив справился.

IMG_9351.JPG

Говорят, на скорой работают либо месяц, либо всю жизнь. Эти слова применимы к каждому сотруднику скорой помощи Хабаровска. Здесь гордятся своими ветеранами. Например, стаж работы врачом скорой медпомощи Нины Грибовой ведется с 1976 года.

— За это время наша служба, конечно, очень изменилась: и нормативно-правовые документы, и материально-техническая база всех бригад, — говорит Нина Даниловна. — Повысились и требования к сотрудникам. Работать на скорой непросто — нужен определенный объем знаний.

Здоровье уже не позволяет ездить на вызовы, но с любимой станцией она не рассталась — перешла на административную должность, освоив ведомственную программу единой диспетчерской службы.

— Теперь я занимаюсь контролем качества оказания медицинской помощи на всех уровнях — начиная от бригад скорой и заканчивая взаимодействием с Фондом медицинского страхования, — делится Нина Даниловна.

По ее признанию, работать легко — благодаря современным технологиям процесс автоматизирован. Смуту вносят только телефонные лжетеррористы, которые буквально каждый день атакуют в Хабаровске то школы, то больницы, то другие учреждения по телефону и электронной почте. На каждый такой случай «минирования» вместе с силовыми службами должна выехать и бригада медиков, а это значит, что отвлекаются силы и средства от действительно серьезных вызовов. Но работа есть работа, со всеми порой неприятными нюансами, уверена Нина Даниловна:

— Каждый должен подходить к своему делу ответственно и выполнять то, что от него зависит, тогда и порядок будет.

IMG_9356.JPG

Елена Петровна Когтева, врач выездной бригады станции скорой медицинской помощи города Хабаровска, в отличие от своей коллеги менять работу не собирается. Как, впрочем, и уходить с нее.

— 15 августа 2022 года отмечу юбилей — работаю на скорой уже 50 лет. Пришла сюда после окончания мединститута — должна была отработать три года.

Свое трудоустройство она вспоминает с улыбкой.

— Поднимаюсь по ступенькам центральной подстанции, а бывалые сотрудники говорят мне: «Ну наконец-то буфетчицу прислали». Оказалось, у них буфетчицы не было, и они меня за нее приняли. «Нет, — говорю, — я врачом к вам». Так с тех пор и работаю.

Елена Петровна убеждена, что пациенты за полвека ее работы ничуть не изменились:

— Больные, которые вызывают скорую, они везде одинаковые — что в Африке, что в Москве, что в Хабаровске. Каждый ждет, что скорая приедет, поможет, спасет. Сложность в том, что врач скорой работает не за закрытой дверью, как в стационаре. Вот вызвали родственники человеку неотложку, доктор приехал, а они как чайки стоят над ним и галдят: «А что с ним? Делайте это, делайте вот это…» А то еще до приезда бригады таблетку совершенно не нужную ему сунут, только усугубив положение. Бывает, кричат, реагируют по-своему, и хорошо, если адекватно. Врачу же нужно не только в первую очередь быстро определить состояние больного и понять, какую помощь ему необходимо оказать, но организовать вот такой народ. Время давно научило меня с этим справляться.

Воспоминаний врача скорой наверняка хватит на книгу.

— Повидала всякое — и на взрывы ездили, и на поножовщину. Однажды прямо на нашей станции даже стреляли в окно рядом с моим рабочим местом — человек был раздосадован, что скорая быстро не приехала. Иной раз прибудешь на вызов — на месте нет никого, а бывает, приходится побыть с больным несколько часов, пока ему помощь окажешь, госпитализируешь. Особенно тяжело с инсультниками — сам такой пациент не пойдет. Значит, надо организовать соседей, от которых порой слышишь: «Вы скорая — вот сами и несите его до машины». А как мы, две женщины, понесем, к примеру, 140-килограммового гражданина? — рассказывает Елена Петровна.

В пандемию ковида бригада Елены Петровны обслуживала до 25 вызовов в сутки. В машине скорой дневали и ночевали. Ели там же. Вместе со своим фельдшером Викторией Горбачевой, с которой работает бок о бок уже 30 лет, два раза переболела коронавирусом. Обе лежали в стационаре с ковидной пневмонией. Выписались — и снова в строй.

Спасать жизни, безусловно, работа тяжелая, ответственная, а иногда и выматывающая. Однажды Елена Петровна попробовала перейти на должность, как ей казалось, поспокойнее.

— В 2001 году я стала работать старшим врачом скорой помощи на центральной подстанции. Но там того движения, того ритма, в котором я привыкла работать, нет. Сплошная гиподинамия. В общем, продержалась шесть лет и за эти годы порядком вымоталась. И когда представился случай, вернулась в бригаду. Моя жизнь, мое призвание — помочь всем, кто набирает 03, — говорит доктор, спеша на очередной вызов.

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)