Сюжеты
Насколько удобен транспорт для слепых пассажиров, оценили в Хабаровске.
Мониторинг доступности проводится в первые дни апреля по всей стране. Полученную информацию Общероссийское объединение пассажиров затем обсудит 7 апреля.
Сложности есть везде
В Хабаровск посмотреть, как перемещаются на автобусах и трамваях инвалиды по зрению, приехал председатель Общероссийского объединения пассажиров. Каждый день он посещает разные города, собирая фактуру.
— Практически все регионы уже позади, — говорит Илья Зотов. — Два дня назад был в Санкт-Петербурге, вчера в Архангельске, сегодня — у вас. В каждом городе есть какие-то недочеты, потому что здоровым людям трудно понять инвалидов. Водитель может элементарно забыть, что ему надо включить информатор, чтобы слабовидящие и слепые не проехали нужную остановку. Но в Санкт-Петербурге, например, сели в автобус, а водитель перепутал и активировал голосовой информатор, который озвучивал остановки в обратном порядке. Пока в нашем рейтинге самых доступных для инвалидов Пермь, Тверь и Казань, хотя и там существует ряд сложностей.
Помочь на практике понять, как пользоваться автобусами, когда ничего не видишь, вызвалась Марина Лысенко, председатель Хабаровской региональной организации Всероссийского общества слепых. Вместе с ней Илья Зотов отправился на ближайшую к офису общества остановку «Площадь Славы».
Подъезжайте ближе
Первый автобус, и сразу же нарекание — подъехал не к бордюру, о чем всегда напоминают перевозчикам в профильном ведомстве администрации, а притормозил примерно в метре. Женщине приходится спускаться и палочкой пытаться определить, где дверь, чтобы спросить у других пассажиров номер маршрута.
— Мы давно просим, чтобы на автобусах был голосовой информатор, который слышно на остановке, — делится Марина Лысенко. — К сожалению, нередки случаи, когда слепые из-за этого пропускают свой маршрут и не могут вовремя попасть по делам. Вот и сегодня человек ехал на работу и опоздал, потому что в автобусе не объявляли остановки, и он проехал свою.
— О таких случаях надо обязательно сообщать нам, — говорит Ольга Симакова, заместитель начальника управления промышленности, транспорта, связи администрации г. Хабаровска. — Мы каждый факт разбираем с перевозчиками, чтобы было комфортно пассажирам. Например, по просьбе общества слепых для них сделали бесплатные проездные в общественном транспорте, которые действуют уже несколько лет.
Вся делегация загружается в автобус первого маршрута. Илья Зотов объясняет — надо посмотреть, как слепому человеку рассчитаться за проезд и как он поймет, где ему выходить. Кондуктор при виде такой большой компании с камерами и, что еще страшнее, с телефонами забился в дальний угол и даже не попытался «обилетить». Робко подал голос перед следующей остановкой, очень тихо назвав ее.
— Он всю дорогу так тихо говорит, — тут же сообщает бабуля на ближайшем сиденье.
А как догадаться?
Следующей попала под проверку «десятка». Она тоже не подъехала к бордюру. Но, откровенно говоря, для этого ей пришлось бы потеснить снимающих участников мониторинга операторов и блогеров, которые бесстрашно выстроились на проезжей части.
В «десятке» проверяющих ждет новый сюрприз — информатор громко и четко объявляет остановки. Но где же кондуктор?
— У меня проездной, — показывает в пустоту Марина Лысенко.
В ответ тишина. Зрячие участники рейда покрутили по сторонам головами и пришли к выводу — в этом маршруте за проезд надо рассчитываться у водителя. Значит, и выйти можно будет только через переднюю дверь.
— Как об этом догадаться слепому человеку? — задается вопросом Илья Зотов. — Мы сегодня посмотрели несколько маршрутов. Хорошо, что с нами в мониторинге участвовали представители профильного управления администрации и минтранса. Это поможет облегчить жизнь незрячих пассажиров — не сразу, конечно, но постепенно можно решить проблемные вопросы. Надеюсь, что будет разработана дорожная карта и транспортная инфраструктура станет доступной абсолютно для всех категорий пассажиров.