Чей проезд?
logo

Сюжеты

Чей проезд?

Михаил МАЛЫШЕВ, фото автора

Уборку от снега, наледи и накатов междворовых территорий проверили представители правительства края и администрации города.

После аномальных снегопадов жители краевого центра столкнулись с большой проблемой, которая остается актуальной до сих пор. Многие дворовые проезды остаются неубранными. Кое-где проехать и вовсе почти невозможно — дороги укатаны и покрыты толстым слоем наледи, создавая огромные проблемы для передвижения не только автомобилистов, но и пешеходов. Как оказалось, решить эту проблему не так-то просто, ведь для этого нужно не только изыскать средства в бюджете и поставить задачу соответствующим службам. Проблема гораздо глубже, а ее решение кроется в юридической плоскости.

Куда не заходят грейдеры

Первая остановка — дом по адресу ул. Стрельникова, 11в. Местные жители обрушили поток гневных жалоб на дорожные и коммунальные службы. Писали как официальные обращения, так и в инстаграм мэрии и губернатора. Причина — неубранная территория междворового проезда. В этом убедился и заместитель председателя правительства Хабаровского края по инфраструктуре Роман Мирошин. Одного взгляда хватило, чтобы понять суть проблемы.

— Состояние дороги ужасное, — резюмирует зампред. — Понятно, что были сильные снегопады. Посыпали проезд песком — молодцы. Но вопрос в другом. Я вижу, что снег здесь укатан, отчего проезд сильно неровный. Какой вывод? После снегопадов сюда техника совсем не заходила.

Представители управляющей компании ссылаются на то, что чистка снега в таких проездах не входит в договор управления. Иными словами, управляйки снимают с себя всякую ответственность.

Полина Шутова — генеральный директор УК «Северный округ». Компания обслуживает ряд домов в Северном микрорайоне краевой столицы. Среди них дома по адресам: Бондаря, 9а и Трехгорная, 65а. Жители этих МКД также проявили активность, обрушив поток критики и недовольства за неубранные дворовые проезды. Понять их можно — людям приходится ежедневно сталкиваться с препятствиями в виде снежного наката, гололеда и неровностей на тротуарах и проезжей части. Каждый выход из дома — стресс и немалая вероятность травмирования.

— Есть договор управления, которым мы руководствуемся в своей работе. В нем четко обозначен перечень имущества конкретного МКД, в отношении которого мы осуществляем процесс управления. Внутридворовых проездов в этом перечне нет, — разводит руками Полина Шутова.

А проезд-то ничейный!

Кто же тогда отвечает за эти проезды? На первый взгляд, ответ однозначен — ответственность за уборку снега в городе несут мэрия и ее структурные подразделения. Но и тут мимо!

— Администрация отвечает за очистку дорог. Но данная территория не является таковой. Это тупиковый проезд, который не имеет своего паспорта и не включен в контракт, — поясняет заместитель мэра Хабаровска по промышленности, транспорту, связи и работе с правоохранительными органами Александр Прохорец.

— То есть эти улицы ничьи? — задает вопрос Роман Мирошин.

И этот вопрос повисает в воздухе.

По словам Александра Прохорца, проблема дворовых проездов состоит в том, что они не паспортизированы. Эти территории не имеют параметров, определяющих длину, ширину и тому подобное. А значит, обслуживать их невозможно, так как нельзя проверить, на что будут расходоваться бюджетные средства.

— Эту проблему мы видим и решаем, — заверил заместитель мэра. — Но это не скорый процесс, особенно учитывая то, что даже половина улиц города не имеет паспортов. Проблемой паспортизации улиц занимается департамент муниципальной собственности. Составлена программа паспортизации улиц до 2030 года. Задачи поставлены.

— Надо ускориться в этом вопросе, — подчеркнул Роман Мирошин.

Зампред отметил, что во многих проездах дороги посыпаны песком. Причем сделано это, судя по всему, недавно, уже после жалоб от жителей.

— Значит, можно организовать, посыпать. Почему не делать это вовремя? А почему не организовать уборку снега сразу после снегопада? Коллеги, это же все организационные вопросы. Убрали бы снег своевременно, и не надо потом ничего посыпать, и жалоб от горожан не было бы. Это же наш общий дом, мы все в нем живем, — сказал зампред.

Александр Прохорец рассказывает, что раньше придомовые территории и тупиковые проезды убирались силами управляющих компаний. Это было закреплено законодательно. Однако сейчас возник правовой вакуум, плоды которого пожинают простые жители.

— Мы составили реестр дворовых проездов. Их сотни в городе. А общая протяженность сопоставима с общей протяженностью улиц. Для того чтобы все убирать, городу нужно как минимум в два раза больше техники. Администрация в период сильных снегопадов выделяла дополнительные средства на уборку снега. Но приоритет отдавался дорогам, по которым проходят маршруты общественного транспорта, — сообщил чиновник мэрии.

Сядем за стол

Роман Мирошин отметил, что проблема носит системный характер.

— Этим надо заниматься. Нужно разработать новые правила по ликвидации последствий снегопадов и очистке территорий. Следует четко разграничить полномочия по очистке территорий, чтобы муниципалитет и управляющие компании не кивали друг на друга. Ситуация неправильная, надо наводить порядок. Этот конфликт интересов нужно разрешить. С этой целью принято решение создать комиссию, где все сядут за общий круглый стол. Работа предстоит серьезная. Мы держим руку на пульсе, отслеживаем жалобы граждан и реагируем на них.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)