Сюжеты
В понедельник и во вторник из-за циклона город буквально парализовало: снег шел не переставая, мешая движению транспорта, особенно на подъемах и спусках.
Сами с усами
— Мы готовились к непогоде и действовали по заранее разработанным графикам, — сказал начальник отдела городского управления дорог и внешнего благоустройства Дмитрий Чеверда. — Все муниципальные предприятия в авральном режиме расчищали дороги, автобусные остановки пешеходные переходы. В понедельник днем на автомагистралях работало56 единиц техники ночью 22, во вторник на улицы вышли 64 снегоуборочные машины в ночь еще 22.
Масштаб циклона был предсказуем, МЧС заранее известило горожан о сильных осадках и ветре. Но большинство автомобилистов с пренебрежением отнеслось к просьбам не использовать личный транспорт, мол сами с усами и знаем что делаем.
— Легковушки столько проблем нам создают! — признался начальник центрального участка МУП «Южное» Виктор Нестеренко. — Днем в понедельник пескоразбрасыватель поднимался по улице Шеронова. Впереди загальмовала иномарка, камень выскочил из-под заднего колеса, и выбило лобовое стекло на нашем зилке. Пришлось срочно его менять. Для нас даже одна единица техники в такую погоду дорогого стоит.
МУП «Южное» — не единственное предприятие города, которое использовало весь свой ресурс в борьбе с непогодой. Круглосуточный график ни для кого не нов. И ночная уборка — самая обычная работа, как для руководителей, так и для водителей и механизаторов.
Готовность с 20.00
Задолго до начала смены на базе «Центр» многолюдно территория вся в огнях. Запорошенные снегом машины «отдыхают», их дневная вахта выполнена и в ночь на них же готовятся выйти новые экипажи. В бытовке водители Дмитрий Кондратьев, Михаил Еременко, Вячеслав Архипов, Дмитрий даниленко, пока есть несколько минут, чаевничают. Нет только начальника базы, а по совместительству грейдериста Алексея Шапорова, он разогревает многотонную машину.
— В ночь отправятся десять машин только с этой базы, — продолжает Виктор Евгеньевич. — Пройдем по всем улицам центральной части города. Начинаем всегда с Ленинградской от границы с Железнодорожным районом, затем выдвигаемся на Карла Маркса, Муравьева Амурского до Комсомольской площади, разворачиваемся, делаем еще круг в обратном направлении. Затем на очереди улица Ленина и все поперечные спуски и подъемы. До утра должны пройти по этому маршруту не менее двух раз. В 21. 15 подъедет экипаж ДПС, начнем формировать колонну. Первым идет грейдер, за ним «Урал» и машины дорожные комбинированные (МДК) с отвалами и щетками, Целый день чистили дороги, но все равно дорожников ругают на чем свет, что мы плохо работаем.
Но как можно при непрекращающемся снегопаде до асфальта отодрать снежный накат? Никак. К тому же машины в прибордюрной зоне сплошь и рядом, многие как огромные сугробы. До них еще не добрались эвакуаторы, но это только пока.
— Ожидается, что к утру вторника снег вновь усилится, — ставит задачу водителям Виктор Евгеньевич. — Поэтому нужно как можно максимально расчистить дороги, каждый из вас знает, как и за кем едет, на какой скорости, обязательно останавливаемся на светофорах, полицейские пойдут позади колонны и будут пресекать намерения особо лихих автомобилистов, чтобы они не вклинивались между вами. А сейчас чаевничать заканчиваем, засыпаем в песочники ПСС и готовимся выйти на маршрут.
Огромный бурт песко-соляной смеси находится около предприятия и туда уже отправился самый большой фронтальный погрузчик «Шантуй». В его ковш вмещается сразу 3 куб. м ПСС. Следом подъезжают МДК с номерами 807 и 542, водители Кондратьев и Еременко пополняют запасы смеси в бункерах. Ее хватит на 20 км, потом придется вновь возвращаться на базу, чтобы еще раз загрузиться и опять ехать по улицам.
С заботой о напарнике
Пока спецтехника выезжала на Ленинградскую и формировалась в колонну, Виктор Нестеренко объяснил подъехавшему экипажу ДПС маршрут следования.
— Поехали! — дает команду Виктор Евгеньевич. — Связь держим, не торопимся, никого не обгоняем.
И тут же позвонил Михаил Еременко, у него компьютер показал, что не работает щетка, и машина не набирает обороты. Виктор Евгеньевич, дал совет водителю, родсказав, что делать в такой ситуации, и поспешил вслед за спецтехникой.
К чести водителя, он быстро справился с неполадкой и уже на улице Муравьева-Амурского нагнал колонну.
— В нашей работе все случается, — объяснил Виктор Евгеньевич. — Но мы готовы к любой ситуации, устранить какую-то неисправность можно, если ты знаешь свою машину, заботишься о ней. Она ведь как напарник, который не должен никогда подводить.
Кому каша в радость
Колонна прошла по Ленинградской и выехала на улицу Карла Маркса, направляясь в сторону Амура.
— Видите, какая каша на проезжей части, — комментирует Виктор Евгеньевич. — Ее и надо убрать. Хотя по всем нормативам, она еще в допустимых параметрах. Автомобилисты, правда, придерживаются другого мнения, считая, что 10 см снега — очень много, а на самом деле это не предел. Мы вначале убираем снег с тех дорог, по которым ходит общественный транспорт, потом уходим на второстепенные. Не дожидаясь окончания снегопада, расчищаем автобусные остановки. Только в понедельник по каждой из них в центре прошли по шесть раз. И дорожным рабочим Вячеславу Стригалеву и Владимиру Рогову ночью придется выполнить не меньший объем. Чистим, а снег все идет и идет.
Радости он добавил, пожалуй, только дрифтерам. Они носились по дорогу, будто кто ужалил их в капот машины. Особенно с наслаждением они выписывали пируэта и уходили в занос под надземным переходом на улице Муравьева Амурского.
— К утру они укатают этот участок до зеркального блеска, — говорит Виктор Евгеньевич. — И никакой реагент здесь не поможет. Законопослушный автомобилист тоже может попасть в такую западню, не справится с управлением на скользком участке и вылетит на встречную полосу. Вот и приходится сыпать на дороги ПСС без ограничения. Только днем понедельника израсходовали 200 тонн, и в ночь уйдет столько же. Реагент сейчас не используем слишком много снега.
Колонна прошла туда-обратно по улицам Муравьева-Амурского и Карла Маркса, завернула на Ленина. Впереди ее ждали поперечки, дозаправка на базе и новый круг. Ночь для этой смены закончилась в 8 утра. Люди отправились отдыхать, а машину, будто переведя дух, вновь пошли по знакомому маршруту.