Сюжеты
Специалисты следят за обстановкой и информируют дачников и грядущем паводке.
— Когда уровень Амура достиг четырех метров, приняли решение проводить ежедневный мониторинг островов, — говорит Екатерина Потворова, руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по Хабаровскому краю. — Подтопление начинается, но не всегда в этом виновата река — на тропинки затекают протоки и озера. Обходим участки, где живут люди, чтобы точно знать, сколько человек остается на каком острове.
Нынешний паводок — один в череде предыдущих, и к нему народ уже относится спокойно. Хотя и в прежние годы всегда находились отчаянные граждане, до последнего не покидающие острова. Потом их приходилось эвакуировать спасателям.
Из затона на острова отправляются катера. Наша группа едет обследовать Большой Уссурийский.
— Утром уровень составил 444 см, — информирует Екатерина. — По прогнозу гидрологов ждут уже меньше, чем предполагалось ранее. Вместо 550 см будет 480 — максимум 520 см. Сейчас мы проходим пиковые подъемы. Но надо понимать, что гребень растянутый, и он не закончится за день-два.
К Большому Уссурийскому подходим со стороны ремонтной базы. Здесь в маленьком тихом затончике спасатели проводят замер уровня. Никакой техники — старым, домотканым, но зато надежным способом, делая зарубки на палочке.
— На 15 сантиметров поднялась, — констатирует спасатель и делает новую зарубку.
Огибаем берег и едем к поселку. Крутой обрыв возле остановки исчез, будто его и не было. Сейчас павильон стоит практически вровень с рекой. Помнится, в день открытия навигации дачники карабкались по склону с трудом.
На улице, идущей вдоль берега, местные начали сооружать дамбу. Стена метров пять длиной из мешков с песком должна перегородить путь воде к дачам. Через эту низину Амур обычно проникает внутрь жилмассива.
— Ой, думала, свои, — смеется островитянка, увидев из-за забора нашу компанию. — Хотя вы уже и стали своими, сколько мы с вами наводнений пережили…
Уходить под воду — дело привычное. Островные дачники не теряют оптимизма, даже когда начинают тонуть вместе с урожаем.
— Есть в жизни более серьезные поводы для огорчения, — говорит Ирина Владимировна, проживающая на Большом Уссурийском. — Главное, чтобы все были живы и здоровы, а вода как пришла, так и уйдет. В прошлом году по пояс ходила, сейчас только по щиколотку. Кстати, очень теплая вода, можете тоже разуться и прогуляться.
В огороде женщины примерно треть грядок уже не спасти. Надежда только на кабачок, который предусмотрительно был посажен в бочках. Теперь он будто на корабле, плывущем по бескрайным водным просторам.
— Не успело ничего поспеть, выдергивать сейчас смысла нету, — хозяйка неспешно перечисляет, что потеряла: фасоль, свеклу, тыкву и арбузы. — За ночь вода поднялась. Мы же ученые уже — смотрим карту гидрологов. На ней ничего такого катастрофического не было. Думала, 420 — и остановится. Ошиблась. Утром выхожу — а у меня в огороде утка плавает! Красивая такая, покрутилась, потом к соседям уплыла.
На заборах и домах Уссурийского отметины паводков. Памятниками бесчинствам Амура стоят брошенные дачи, кренятся набок подточенные водой домики.
За поворотом разлилось озеро. Прямо на улице в воде виднеется сетка и ловушки на сомов. Местные обернули подтопление себе в пользу. Любопытная рыба не упускает возможность сунуть нос туда, куда ей обычно ход заказан. По траве вдоль дач пробираются толстолобы и захаживают сомы, поэтому рыбалка с берегов переместилась непосредственно к домам.
— Что с нами будет? — догоняет спасателей дачница, приметившая нас со своего участка. — Я сама уровень замеряю — палочку в воду воткнула. Пока к огороду не подошла река — мы при шести метрах плывем.
Ее успокаивают и пересказывают прогнозы гидрологов.
Остановка «4-й километр». Пришвартовываемся прямо возле нехитрого обозначения: на металлическом штыре листок с расписанием и красный флаг, выделяющийся на фоне зеленого буйства природы.
В паре метров заброшенный, явно принесенный сюда волной дом. Видимо, в 2013-м закинуло его на берег и зацепило за деревья. Глянулся он ласточкам, которые заселились под крышей и звонкой лентой вылетели через чердачное окно, когда на остров высадились спасатели.
― Тут 35 дачных участков, — говорит Екатерина. — Сейчас посмотрим, как обстановка. Мы всех садоводов предупредили, что близится паводок и надо убрать ценные вещи, чтобы они не пострадали. В принципе, люди тут сами уже все подготовили — не в первый раз топит.
Пробираться приходится через чьи-то угодья — тропинка к дачам уже в воде. Каждый шаг по мокрой от недавнего дождя траве дарит ароматы. Ярче всех старается ромашка.
— С хозяйкой этой дачи мы тоже встречались, — рассказывает Потворова. — У нее домик немного на возвышении, и вода подходит к крыльцу при 5,20.
Спасатели возвращаются с обхода — часть огородов подтопило.
Следующая остановка «5,5 км» плавает в воде. Если кто-то планирует завтра-послезавтра навестить там свою дачу, будьте готовы заныривать на остров с корабля.
Завтра спасатели снова отправятся в объезд — в пятницу ожидается приход к городу гребня паводка.
Больше фотографий смотрите в галерее ЗДЕСЬ.