Гарри Поттер и колпак Грозного
logo

Сюжеты

Гарри Поттер и колпак Грозного

Ирина АНДРЕЕНКО, фото автора

Как русский царь попал в сагу о юном-волшебнике, зачем топить Моне и куда пропадают картины в фильме Кубрика, зачем переписывать Пикассо, пытается разгадать хабаровчанка.

Филолог по образованию Екатерина Рождествина увлеклась поиском взаимосвязи между появлением картины в кадре и сюжетной линией фильма. Естественно, общее быстро нашлось, и родился совместный проект с Еленой Гримм, специалистом ДВХМ по связям с общественностью.

― Мы сделали цикл лекций «Картина в картине», которые проводим в Дальневосточном художественном музее, ― говорит Екатерина. ― Первая встреча была посвящена взаимосвязи живописи, фото и кино. Акцент сделали на том, когда режиссер воссоздает картину в кино, и полотна как бы оживают. Далее будем разбирать, как выбор полотен влияет на сюжет. Планируем рассматривать зарубежные и отечественные фильмы.

Самое знаменитое советское кино, где фигурирует картина ― «Старики-разбойники», пока отложено в сторонку. По отечественному кинематографу еще планируют пройтись.

Иван Васильевич меняет шапку

Пожалуй, самый богатый на картины в кадре фильм ― эпопея о Мальчике, Который Выжил. Помните, сколько полотен висело на стенах замка Хогвартса? Да их и сосчитать невозможно! Большинство считает, что главная фишка этих картин в том, что персонажи на них живут, дают советы ученикам и преподавателям, не ограничивают себя существованием в рамках ― вполне могут отправиться в гости к другим нарисованным персонажам. Конечно, это необычно для нас, маглов*. Но удивительнее всего, что среди картин есть работы российских художников.

Как, например, в кабинете у Дамблдора, где вроде бы по сюжету должны висеть портреты предыдущих директоров магической школы, можно обнаружить на центральном месте строгий лик Ивана Грозного. Правда, если Васнецов изобразил его в приличествующем царской особе головном уборе с иконами на челе, в мире волшебства на нем красуется красный колдовской колпак. Но даже так он выглядит самым грозным из всех персонажей на стене кабинета.

― Судя по всему, создатели киноэпопеи намекают, что и наш царь когда-то возглавлял Хогвартс, ― предполагает Екатерина. ― Здесь можно домысливать и выдвигать свои версии, но факт ― Дамблдор отдавал дань Ивану Грозному, раз поместил его на такое видное место. Примечательно, что над этой картиной находится портрет писателя Нестора Кукольника кисти Карла Брюллова ― еще одного отечественного живописца. Его появление в школе волшебства можно объяснить тем, что он символизирует просвещение и образование.

Внимательные зрители среди сотен картин в коридорах замка отыскали еще две «наши». Это картина Ильи Репина «Отдых» и «Портрет протодиакона». На первой отдыхающая жена художника в поттериане волшебным образом превратилась в спящую колдунью в колпаке. Представителю духовенства тоже достался колпак, хотя он и в оригинале выглядит магически.

Встречаются работы британских и голландских мастеров. Например, портрет Анны Болейн ― единственной оказавшейся здесь по праву. Ее муж Генрих Восьмой казнил Анну, заподозрив супругу в колдовстве. В Средневековье к волшебству относились крайне строго.

Топите, Джеймс, топите!

Чтобы лучше раскрыть свою героиню режиссер Кэмерон погрузил в пучину океана вместе с «Титаником» картины художников с мировыми именами. На дно ушли работы Пикассо, Эдгара Дега и Клода Моне. Конечно, не сами полотна, а слегка измененные репродукции ― чтобы наследники по судам не затаскали.

― Здесь искусство как элемент принадлежности к новому обществу, с другой стороны ― духовная составляющая, ― рассуждает Рождествина. ― Жених не разделяет взгляды Розы на искусство, считает, что эти мастера скоро будут забыты. А вот Джек проникается как раз этими полотнами. Особенно отмечает, как передает движение воды в картине «Кувшинки» Моне.

В этом восхищении предвестник катастрофы ― скоро Джеку и другим пассажирам злосчастного «Титаника» предстоит увидеть, что такое движение воды. И тут уже будет не до восторгов. Но и в тонущем корабле Кэмерон не забудет про художников, отдельно показав утопающие картины.

Разобрали на лекции сериал «Друзья», где к восторгу русских зрителей иногда мелькают советские плакаты. Например, афиша цирка Дурова с кенгуру-боксером.

Подробно остановились на картине Стэнли Кубрика «Сияние». Этот фильм не только кладезь не мемов, но и коллекция различных концептуальных полотен. Изображение на них определяет сюжетную линию, поэтому зрителю надо внимательно смотреть, что висит в рамке в том или ином кадре. И отмечать, когда картины исчезают со своих привычных мест ― это сигнал к тому, что герой Джека Николсона оказывается в нереальном мире.

Впереди еще цикл лекций по миру кино. В конце июня в художественном музее планируют отыскать связь между Джанго из фильма Тарантино и полотнами британского живописца XVIII века, а также отследить влияние знаменитой Фриды Кало на модельера Жан-Поля Готье. Следите за афишей! И за картинами тоже следите.

*Маглами в книге называются люди, не обладающие магическом даром. Попросту неволшебники.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)