Сюжеты
Часть улиц оказались подтопленными. Как спасают жилмассив, так полюбившийся Амуру, мы узнали, отправившись туда вместе со специалистами комитета по управлению Индустриальным районом.
Нашу поездку можно назвать водной экскурсией по незамысловатым улочкам и переулкам поселка, ставшим известными на всю страну еще в 2013 году. Очень пригодились выданные добрыми людьми из комитета болотники ― в другой обуви на Красную Речку нет смысла соваться.
Первым делом отправляемся на улицу Вилюйскую. Здесь в прошлую субботу МУП «Южное» отсыпало дамбу, отрезав Амуру путь к домам. На ней круглосуточно гудят-перегоняют воду в реку два насоса. В паре метров от него сидят на изготовке рыбаки с удочками.
― Для них этот паводок в радость, ― говорит моторист. ― Мы, получается, насосом рыбу к ним гоним, вот они тут с самого раннего утра и до поздней ночи сидят удят.
Для специалистов, следящих за насосами, на дамбе поставили вагончик. В таком же летом дежурили матросы-спасатели. Теперь спасательный пост стал временным жилищем.
― Нормально мы тут устроились, условия приемлемые, ― улыбается собеседник. ― Электричество есть и все будет.
Крайние перед дамбой дома погружаются в воду. Причем еще в субботу картина была более радужной, сегодня же часть улицы просто утонула.
― Это Амур сюда зашел, ― констатирует Ярослав Ястребов, главный специалист отдела благоустройства комитета по управлению Индустриальным районом Хабаровска. ― С одной стороны улицы вода стала отступать, помог насос. Здесь два дома жилых, соседние хозяева бросили.
В «заброшках» покуражились мародеры, а теперь хозяйничает река. Оставленное добро вместе с мусором вынесло на дорогу. В мутной воде пробираемся мимо плещущихся вещей, разбухающих книг и фотоальбомов.
― Скажите, а Сретенскую не затопит? ― останавливает нас местный житель Алексей. ― В прошлом году дом хорошо так поплавал, я потому сейчас заранее все вывез и курей повыше переселил. Друзья на Олюторской уже в воде.
Ярослав успокаивает ― Сретенская, похоже, в этом году выйдет сухой из паводка.
Половина домов на Красной Речке признана непригодными для проживания еще после первого наводнения. По сути, теперь это просто огороды, которые периодически топит. Специалисты комитета объезжают район дважды в день, чтобы держать ситуацию на контроле. Фиксируют новых «утопленников», выезжают по жалобам.
― Вы посмотрите, что у меня! ― зазывает в свой пруд, еще недавно бывший участком, житель улицы.
Вода, вода, кругом вода. Фиксируем и двигаемся дальше на Олюторскую. Под ногами противно чавкает грязь. Этой осенью на Красной только в сапогах. Дорога наша лежит между болотин, подернутых зеленой ряской.
― Это не болота, а овражек, его Амур заполнил и весь мусор выкинул на поверхность, который в него поскидывали. Река вообще должна во-о-он там начинаться, но берег теперь тут, на дороге.
Попадается знакомый участок. В прошлом году во время такого же объезда мы пытались подойти к этому огороду, чтобы сфотографировать, но воды было практически по пояс. Сегодня в болотниках удалось заглянуть за забор. Странно, но люди даже урожай не убрали. Из воды торчит капуста, цветы и баклажаны.
― Лодка?!
Улица Архаринская удивила. Часть домов оказалась отрезана от большого мира ― дорога превратилась в реку.
― Вы тут даже в болотниках не пройдете, ― авторитетно заявляет сидящий на корточках у воды гражданин. ― Мужик только что оттуда шел, ему выше пояса было. Хотя можете попробовать, вдруг повезет.
Сидит тут гражданин не из праздного любопытства ― там за дорогой-рекой осталось его предприятие. Добраться к месту работы теперь можно только на лодке. На ней же перемещаются и местные жители, которым надо преодолеть препятствие. Сейчас на лодке отправляется инспектировать улицу Ярослав, а я делаю попытку дойти, докуда получится. Ощущение не самое приятное. Резина болотников спасает от влаги, но не от холода. Пройти удается немного. Мой эксперимент заинтересовал сидящего вдалеке на ограждении пса настолько, что тот засмотрелся и упал в воду. Отчаянно работая лапами, он догреб до лодки. Его подобрали и доставили на сушу.
― Дома здесь еще не попали в воду, ― говорит Ярослав. ― Дорога находится ниже, поэтому в ней скопилась вода. За этим отрезком еще около 15 жилых домов, куда теперь только на лодке можно доплыть. Воду откачивают, но уровень в реке растет. Только бы дождь не пошел…
Местные жители тоже просят милости у природы ― дождь осложнит их и без того сложное положение. Часть из них самостоятельно спасает свои огороды. По пути нам то и дело встречались земельные кучи ― это краснореченцы насыпали дамбы. Самый популярный атрибут ― рукава и шланги, торчащие из-под заборов.
Продолжение следует