Сюжеты
На островном поселке Уссурийском внимательно следят за движением Амура и ждут прихода воды.
Сегодня река поднялась до 410 см и пока замерла. Но это лишь на время. Пока гидрологи прогнозируют подъем до 4,5—5 м у Хабаровска. Отметка в 4,5 м считается неблагоприятным явлением.
Пляж зоны отдыха «Дельфин» уже частично подтоплен. Катер, на котором нам добираться до острова, подходит прямиком к скамейкам. По пути отмечаем, как разлилась река, ― небольшой участок суши с деревьями, который все лето манил издали песком, сейчас в воде.
Вот и Уссурийский. Остановка обычно высится на пригорке, но не сейчас. Судя по отметине на песке, теплоходы швартуются теперь практически возле павильона. Удобно, с одной стороны, не надо карабкаться вверх.
На ребристой стенке остановки выцветает философская надпись: «Пережили невзгоды, переживем и изобилие». Рядом объявление от районного комитета с тревожным предупреждением ― ожидается подъем воды до 5 м, жителей и дачников просят заблаговременно убрать урожай и быть готовыми к эвакуации.
― Когда только заговорили опять о паводке, наши запаниковали, конечно, а сейчас успокоились. Если и подтопит, то совсем немного ― в низине. Но они люди привыкшие, ― признается Светлана Бурова, владелица единственного на острове магазина. Обычно к ней стекается вся информация о происходящем на Чумке.
В поселке все еще напоминает о страшном наводнении 2013 года. Заборы хранят темные отметины ― их оставил Амур, когда захватил остров и долго не хотел отступать. Большинство дач тогда хозяева бросили ― восстанавливать не всем оказалось под силу. Амур покуражился от души: ломал ограждения, перетасовывал деревянные кабинки туалетов, расставляя их по одному ему известному фэншуй.
Пенсионер Валентин Савельевич из тех, кто не оставил дачу, а постепенно, потихоньку сделал все, как было, и даже лучше. Участок он приобрел незадолго до наводнения.
― Мы тут уже четко знаем: в 4.50 подходит к первым соседям, чьи дачи в низине, ― рассказывает он. ― Не от Амура, а от озер начинает давить ― изнутри острова. Если в этом году прогноз будет благополучный ― остановится на пяти, то нам и не страшно. В прошлый раз при шести метрах вода к моему дому подошла.
Его соседка Анастасия настроена еще более оптимистично, хотя ее участок находится немного ниже.
― Слышали, конечно, что уровень растет, рыбачить ходим ― видим, как Амур прибавляет. Но мы почему-то надеемся, что пронесет в этот раз, ― смеется женщина. ― Даже картошку еще не копали, хотя приезжали из города и предупреждали, что урожай лучше убрать. Но, если нижних начнет топить, тут же все выкопаем и поднимем повыше.
Обходим поселок. Повсюду напоминание о том, как разметал его десять лет назад Амур. А потом внесли свою лепту люди. От бывшего кафе остался лишь остов ― что не смогли разобрать и пустить на растопку. Кое-где обугленные останки дач ― пустующие дома периодически загорались.
На кирпичной двухэтажке все еще сохранилась табличка «Общеобразовательная школа № 40», но последний раз уроки в ней проводили в 2013-м. После наводнения учить стало некого ― жителей переселили в город. На острове остались пенсионеры-дачники, работники местной ремонтной базы и просто ценители уединения и тишины.
― Здесь воздух совсем другой, дышится легче, чем у вас, ― объясняют островитяне. ― А Амур… Ну что же ― переживем. Первый раз что ли!
Смотрите фоторепортаж в нашей фотогалерее