Сюжеты
Рейд прошел на остановке «Южнопортовая».
Каждую неделю специалисты двух управлений администраций, транспортного и ГО и ЧС, выбирают разные точки для проверки. Надо же держать в тонусе все маршруты!
В приоритете широкие карманы, где спокойно можно притормозить автобус на время оформления протокола. В безгрешность водителей не верят, поэтому «арестплощадка» обязательна. Также смотрят, чтобы через пункт проходило много маршрутов, — охватить по максимуму. «Южнопортовая» подходит по всем параметрам. Автобусов сюда набивается немерено, даже давку устраивают — вон сверкают на асфальте сотни осколков. Это с утра здесь так рванули с места за новыми пассажирами маршрутки, что устроили ДТП.
В ожидании начала рейда считаю водителей без масок в проезжающих автобусах. Один, два, три… На десятом оказывается, что счет веду не только я, — участники рейда следят за обстановкой из укрытия. За пандемию их лица водителям стали уже родными, а это мешает чистоте эксперимента.
Подъезжает полиция и дает старт проверке. Без людей в погонах нарушителей можно только журить и покорно выслушивать в ответ все, что у них накопилось.
— При проверке делаем акцент на те маршруты, на которые поступали жалобы от хабаровчан, — объясняет Анна Райх, главный специалист управления промышленности, транспорта, связи администрации г. Хабаровска. — У нас работает горячая линия, жители могут оставить свое обращение, либо написать в управление. Хотя сейчас стали жаловаться меньше.
При этом край накрывает четвертой волной пандемии. В день заболевают в среднем по 300 человек, и четыре-пять пациентов погибают в борьбе с ковидом ежедневно. Но, глядя на общественный транспорт, ни за что не поверишь, что в городе такая тяжелая обстановка.
Накануне рейда поступила жалоба на 56-й маршрут. Бдительные пассажиры сообщили, что водители никогда не носят маски. Информация подтвердилась быстро — первым же подъехавшим на остановку 56-м рулил бодрый гражданин без маски. Его увели проверять документы и составлять протокол. Заодно выяснилось, что у него просроченные права.
Оформление — процесс небыстрый. Пассажиры по одному начинают утекать из автобуса. Высовывается в двери взволнованный кондуктор.
— А вы почему без маски?
Тот переспрашивает пару раз, но ответ так и не дает. Вместо этого прячется в автобусе.
Подъезжают другие, видят проверяющих — начинают судорожно искать маски. Вероятнее всего, они их снимут, лишь только отъедут. Один представил нам целую пантомиму, жестами объясняя, почему у него сейчас открытое лицо. Судя по движениям, он только что ел, поэтому отставил маску в сторону, чтобы не запачкать. Да-да, они еще и трапезничать за рулем умудряются, не только по телефону общаться!
— В основном они объясняют, что забыли надеть, — говорит Виталий Орел, представитель управления ГО и ЧС. — Или жалуются, что тяжело весь день в маске дышать. Но они работают с людьми и обязаны соблюдать профилактику.
Идеальных маршрутов в городе нет. Но есть близкие к совершенству — это маршруты МУП «ГЭТ» и № 23. Здесь за соблюдением следят руководители предприятий.
— Сегодня мы осмотрели 38 автобусов, — подводит итог рейда Анна Райх. — Проведено десять бесед с водителями, раздали памятки, и на одного составили протокол. После рассмотрения дела в суде нарушителя ждет предупреждение либо штраф от 1 до 30 тыс. руб.