Ведет статистику Амур
logo

Сюжеты

Ведет статистику Амур

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

С мая в Хабаровске утонули семь человек. Из них трое — дети. Это больше, чем за отчетный период прошлого года.

20210712_144626.jpg

Остановить смертельный отсчет администрация пытается единственным доступным ей способом — уговорами. Для этого в каждом районе проводятся рейды по водоемам, детей просят покинуть воду, звонят родителям, при необходимости ставят семьи на учет, составляют протоколы. Возле мест, которые непритязательные горожане могут использовать для купания, установлены предупреждающие таблички, что заходить в воду тут запрещено. Как это действует, видите сами.

Кто знает формулу реки?

Солнце будто задумало расплавить этот город. И, надо признать, у него это неплохо получается.

В страшно жаркий полдень, когда все живое пытается скрыться в тени, нас пригласили поучаствовать в рейде по набережной.

Река практически слизнула берег, оставив небольшую кромку, всю занятую загорающими разных оттенков. Раньше это называлось центральным пляжем, теперь официально такого понятия нет, и пляж считается диким. Тут же теперь пришвартовывается прогулочный теплоход, изгнанный с пристани речного вокзала паводком. На трап пробираться приходится между обнаженными телесами, стараясь не наступить на чьи-нибудь стринги. В воде цвета асфальта, источающей малоприятный с легкой примесью чего-то химического запах, плещутся счастливые люди. Им можно было бы позавидовать, но…

— Меня в воду даже не тянет, хоть и жарко, — признается матрос-спасатель Никита. — Она же грязная! Каждый день говорим отдыхающим, чтобы они туда не лезли — бесполезно.

Полиция вместо тысячи слов

20210712_150132.jpg

Самые жадные до водных процедур — подростки и граждане под градусом. Этих никакими уговорами не остановишь. Еще пошлют в ответ — за ними не заржавеет!

— С такими только полиция может сладить, — говорит второй спасатель Данил. — Вызываем наряд примерно раз в неделю. В основном стараемся сами убедить, что не стоит рисковать — течение здесь очень сильное. Буквально в пятницу вечером пожилая женщина решила освежиться, хотя ее предупреждали. Поплыла и ее понесло рекой в сторону утеса. Хорошо, успели с прогулочного трамвайчика кинуть ей круг и подтащить к борту, иначе трагедии не удалось бы избежать.

Спасатели достают рупор и совершают свой привычный ритуал — по громкой связи оповещают отдыхающих, чтобы не заходили в воду. Веселье в реке прерывается буквально на несколько минут — прислушаться, о чем пойдет речь. Компания подростков облюбовала скрытую водой площадку — когда-то тут пытались сделать кафе на берегу, но бизнес не пошел, а платформа от него осталась. Вот с нее ребята и сигают, визжа, вниз, течением их доносит до плавающего возле пляжа дерева, и затем они бегут обратно. Рискованно в этом развлечении все — даже бег. Почему? Да потому что Амур и никогда-то не славился чистотой, а уж паводок поднял и щедро вынес ближе к берегу кучи битого стекла, консервных банок, железок и прочего добра, о который легко порезать ноги. И это мы не для запугивания — нынешним летом как никогда много обращений с полученными в воде травмами.

Глаголом жечь

20210712_150200.jpg

Убирают рупор матросы-спасатели — на пляже появляются спасатели управления ГОиЧС администрации Хабаровска. Их задача — удержать граждан от опасных водных процедур. То есть не в буквальном смысле хватать за руки, а то прямиком с пляжа в суд побегут, а также словами.

— Бывший центральный пляж — один из 39 несанкционированных, — говорит Виталий Смирнов, главный специалист управления. — Сегодня ни одного разрешенного в городе нет. Есть еще 11 мест отдыха у воды, но и там купаться нельзя. К сожалению, мы видим, что чаще всего в реке дети, которые пришли отдыхать без родителей. Безнадзорность детей на водных объектах — частая причина гибели. Амур непредсказуем, у него скорость такая, что и спортсмен не всегда может справиться. Дно неровное, есть ямы, провалиться и попасть в водоворот легко, а выбраться трудно.

Сами все знаем!

20210712_150738.jpg

Поэтому первым делом направляемся к детям. Папа с сыном и дочкой во всем соглашается со спасателями. Да, река опасна и лучше туда ни ногой, и детей туда пускать нельзя. При этом все семейство только что вернулось на берег из воды.

Рядом две девчонки примерно десяти и пяти лет. Одна забрела в воду почти по пояс, младшая так далеко пока не решилась.

— Родители уехали, но они нам разрешили по колено в воду зайти, — объясняет старшая сестра.

Предложили им позвонить маме, чтобы уточнить, но набирать ее номер не понадобилось.

— В чем дело? — налетает на специалистов молодая женщина. — Я за ними издалека наблюдаю, ничего страшного.

— Это беспечно, — настаивает Смирнов. — Можно не успеть спасти ребенка.

Мама категорична — ее дети и ее решение. Памятку хоть и взяла, но демонстративно скрутила в трубочку.

Кстати, на прошлой неделе подобным образом к беседе и буклету отнесся молодой человек, отмечающий день рождения в кировском затоне. Буквально через полчаса после того, как от него отошли спасатели, напоминавшие об опасности водных процедур, именинник утонул в затоне.

— В неделю в городе проводится в среднем пятнадцать рейдов по местам, где могут купаться, — говорит Виталий Смирнов. — Надеемся, что люди нас услышат, не станут рисковать сами и удержат от этого детей.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)