Виртуальные инструменты реального бизнеса
logo

Сюжеты

Виртуальные инструменты реального бизнеса

Евгений НИКОЛАЕВ, фото - интернет

Эксперты и предприниматели в большинстве своем сходятся во мнении, что многие бизнес-модели, которые работали до пандемии, после окажутся неэффективными. К чему стоит готовиться бизнесу, как себя трансформировать, чтобы успешно адаптироваться к новой реальности?

Своим мнением на этот счет делились участники очередной онлайн-конференции в рамках проекта Problem Solving Project информационного агентства Амурмедиа.

Теория «разумного эгоизма»

Как оказалось, большие ожидания предприниматели связывают с развитием через онлайн-инструменты.

— Я, по сравнению со многими, оказалась в выигрышном положении, потому что у меня микробизнес, в котором нет наемных сотрудников, — рассказала предприниматель, психолог и специалист по обучению Ольга Збарская. — Основная моя деятельность связана с проведением корпоративных тренингов — это около 90 процентов дохода. Остальное — онлайн-консультирование, коуч-сессии. И когда началось смутное время, как я его называю, проекты, которые были в работе, и переговоры встали на паузу. Я пыталась общаться с заказчиками, объяснять, что есть технологии онлайн-тренингов. Но столкнулась с тем, что в нашем регионе отношение к онлайн-работе почему-то настороженное.

С другой стороны, спикер отметила, что это далеко не основная трудность. Главная проблема кроется в ситуации неопределенности, когда бизнес замер в ожидании. Что же будет в перспективе? Стоит ли сегодня вкладываться в обучение сотрудников, ведь завтра, возможно, их придется сокращать? При этом Ольга Збарская высказала мнение, что главной ценностью для предпринимателя является он сам.

— Это ни в коей мере не идет вразрез с заботой о персонале, — объяснила она. — Ведь предприниматель — тот человек, который отвечает буквально за все. Даже в условиях стабильности — это высокая стрессовая нагрузка, а когда наступает смутное время, такая нагрузка многократно возрастает. И для того чтобы сотрудники, клиенты, семья были обеспечены, довольны, кто должен быть поддержан в первую очередь? Конечно, сам предприниматель. Это, если хотите, теория «разумного эгоизма». И мое мнение таково, что каждому предпринимателю нужно заботиться о своих собственных ресурсах, понимая, что это ресурс бизнеса в конечном итоге.

Маркетинг как инвестиции

Управляющий сети кофеен «Шоколадница» Гайрат Эрданов сделал акцент на том, что главной задачей в условиях кризиса является сохранение команды. Пусть даже это идет в ущерб ресурсам компании.

— У нас было принято решение максимально сохранить сотрудников, я даже скажу, что нет ни одного, кто бы ушел, — рассказал он. — На данный момент мы работаем навынос. Это сделано, в первую очередь, для сохранения заработка нашего персонала, несмотря на то, что в финансовом плане результаты даже не средние.

Гайрат Эрданов также дал прогноз, что на восстановление и достижение докризисных показателей после снятия режима самоизоляции уйдет около восьми месяцев. Однако это не повод бездействовать. Напротив, по мнению предпринимателя, именно сейчас нужно вкладываться в продвижение.

— Считаю, что маркетинг — это не расходы, а инвестиции, которые дадут эффект после возобновления работы, — объяснил он. — Потому что я не должен терять людей. Мы будем из своего кармана тратить деньги на продвижение, чтобы клиенты о нас не забывали. Я уже придумал несколько точек соприкосновения с моими гостями, чтобы им было максимально комфортно ходит к нам. Это живые скидки и система лояльности, когда я буду дарить людям баллы для первого посещения. К примеру, можно будет взять бесплатно кофе, это такой презент для начала. В системе лояльности у нас около 10 тысяч клиентов, которым я могу отправлять push-уведомления с необходимой информацией. Еще один готовый инструмент — Инстаграм.

Подходящий момент

Солидарность с этой позицией выразила специалист в области маркетинга Анна Дороничева. По ее словам, именно сейчас выгодно вкладываться в рекламу, потому что площадки Google и Yandex дают серьезные скидки и бонусы.

— Офлайн-продажи упали, пользователь приучился искать все в интернете, — сказала она. — Где-то до июня еще есть возможность адаптироваться, а после начнется дикий рывок в интернет, потому что компании начинают восстанавливаться и все захотят идти в онлайн.

— После снятия ограничений ожидаем взрывной всплеск заказов, большое количество дачных переездов, которые уже начинаются, — поделился своим видением ситуации руководитель транспортной компании «ГрузовичкоФ» в Хабаровске Дмитрий Волков. — Мы активно взялись за Инстаграм, самоизоляция позволила мне немного изучить фотошоп. Основной канал продвижения — это, конечно же, контекстная реклама, но самая эффективная реклама — брендированный тент, наш собственный грузовичок, который ездит по улицам города. Мы просчитывали, если забрендировать 200 автомобилей, то о компании будут знать буквально все. Пока у нас пять своих грузовиков и пять частных. Есть задумка купить еще пять машин, но эти планы скорректировал коронавирус.

На фоне сказанного напрашивается вывод: если предприниматель настроен сохранить бизнес, ему необходимо не просто сократить все расходы и ждать, но и действовать, внедряя инструменты, которые позволят адаптироваться к новым реалиям.

С другой стороны, среди предпринимателей есть и те, кто решил закрыть свое дело. Однако значит ли это, что нужно в принципе уходить их бизнеса? Или стоит трансформироваться, найти новую нишу, учитывая текущие условия рынка?

— Среди моих клиентов не было таких, кто полностью свернул бизнес, хотя я и слышала о подобных случаях, — сообщила Ольга Збарская. — Вообще, думаю, что любые изменения — это хорошо. Если человек пришел к такому решению [закрыть бизнес], «сломался» ли он, или понял, что это не его, в любом случае, значит, что он закрыл одну дверь, и что откроется следующая. Пожалуй, главное достижение, если так можно сказать, этого периода в том, что мы будем легче меняться.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)