Вызывайте Пиковую даму!
logo

Сюжеты

Вызывайте Пиковую даму!

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

От Петербурга до Москвы один шаг. Не верите? Сами такие были, пока не убедились и не шагнули.

Две столицы ― культурную и официальную на расстояние вытянутой руки приблизили на «Мосфильме». В месте, где зарождается кино, побывала журналист «Хабаровских вестей».

Джентльмен на удачу

Визит на «Мосфильм» традиционно начинают с аллеи кинозвезд, расположенной через дорогу от здания с огромным баннером, изображающим до боли знакомую мухенскую пару рабочего и колхозницы. Если помните, именно с них начинается каждая картина под брендом «Мосфильма».

Сама аллея по размеру небольшая. Плиты с отпечатками рук мэтров кино, начиная с Никиты Михалкова и скульптура Евгения Леонова в образе Доцента из «Джентльменов удачи». Все строго по картине: порванная майка, наколки на руках «Не забуду мать родную», «Жить стало веселей». Фигуру установили в 2001-м, а в 2015-м ее похитили и сдали на лом злоумышленники. Сейчас на входе в аллею восстановленная скульптура, для которой граждане уже придумали практическое применение. Считается, что если потереть сложенные в «козу» пальцы и прикоснуться к носу Доцента, то мир обязательно пошлет тебе удачу в финансах. Сколько людей верит в легенду, можно судить по цвету этих частей тела. Натерли их до золотого блеска!

20210903_120649.jpg

Ископаемые с газом

― Смотрите, а этот вроде играл в сериале, не помню каком, но сразу видно ― артист, ― в холле бюро пропусков «Мосфильма» собирается группа на экскурсию. Озираются по сторонам и в каждом входящем за заветным квиточком пытаются разглядеть знакомое лицо с экрана. Вот примчался запыхавшийся мужчина и требует разрешение на въезд на территорию актеру Андрею Соколову. Другой мечется и весьма артистично ругает опаздывающую на пробы особу. Мы еще только на пороге мира кино, а уже столько интересного!

Наконец и нас запускают внутрь. Оказываемся в музее, из которого то и дело исчезают экспонаты. Правда, их потом возвращают, но зачастую неузнаваемыми. Так произошло с автомобилем, снявшемся ни в одном фильме, и всякий раз в новом цвете. В «Трех тополях на Плющихе», он серый, в «Бриллиантовой руке» Лелик везет на дубровку в бежевом такси, в сериале «Оттепель» это уже желто-красная «Волга».

20210903_131435.jpg

Тут же стоит знаменитая «инвалидка» из «Операции Ы», получившая в народе второе название «моргуновка». Маленькая машинка, даже представить сложно, что в нее вмещались трое взрослых мужчин! Хотя, помнится, Никулин ехал не в салоне, а восседал сверху.

Блестящий черный воронок ― уж без него никакое историческое кино не обходится. Огромный автомобиль из «Бригады», старинный велосипед, на котором учили кататься героиню Елены Соловей Штольц и Обломов. Над рядами авто-звезд высится динозавр. Тоже списали в музей, пока его зубастая пасть не вдохновит кого-нибудь из режиссеров, и ему не подберут роль в кино. Рядом с ним еще одно ископаемое ― газированный автомат из советского прошлого.

― Он в рабочем состоянии, для съемок его стоит только подключить, ― уверяет гид. ― Этот автомат вы тоже видели во многих фильмах.

Дама пик из детства

Под стеклом корона Российской империи из «Неуловимых» и золотой шлем из «Джентльменов удачи». В отдельном зале интерьеры картины «История отравлений» в реальную величину и городишки, сделанные специально для камеры. Кино ― великий обманщик, снимут так, что не отличишь муляж от настоящего. Тут же сцена спасающегося от яда героя… во внутренностях быка. Даже, когда знаешь, что это всего лишь фигуры, смотреть противно, а уж на экране этот эпизод просто из ряда вон. Если не видели, то и не начинайте ― поберегите нервы.

Спешим прочь от жуткого места и попадаем в зал ужасов. Час от часу не легче! Здесь, пожалуй, самой милой оказалась злобная матрешка из «Черновика». Помните, там летала такая с клыками?

20210903_134245.jpg

Глазики и руки отдельно от их хозяев, оскаленные уродцы, и во всей красе Пиковая дама. Перед сном лучше не смотреть: лысая «красотка» в черном под вуалью с когтистыми руками. Примерно так мы ее и представляли в детстве, когда пугали друг друга картой. А тут вот она в полный рост! Жуть, да и только. Затмевает даже обгоревшего солдата, над которым трудились мосфильмовские декораторы, чтобы зритель не заметил обмана. На стене слепки лиц актеров, сделанные для гримеров. На них они отрабатывают различные гримы для кино.

Вполне логично, что из мира кошмаров мы переместились в церковь. Правда, ненастоящую и без свода ― он киношникам ни к чему, сверху вместо божественного лика у них обычно бездушная техника. Зато часть икон в ней натуральные, переданные в дар «Мосфильму».

20210903_135905.jpg

Домик по плечу

Через площадь Бондарчука (да, да, территория концерна настолько огромна, что включает улицы и площади) попадаем в прошлое. Макеты Питера и Москвы со «старинной» брусчаткой, совершенно непохожей на новодел. Да и сами дома можно было бы принять за настоящие, если бы не их размер. Мне, например, удалось дотянуться рукой до балкона второго этажа.

― Камера всегда увеличивает предметы, поэтому для кино делают экспонаты меньшего размера, ― объясняет гид. ― Здесь снимаются все сцены исторических фильмов, клипы и рекламу. Можете погулять по улицам, но только помните, что вокруг декорации. В зданиях ничего нет ― только строительный мусор.

Киношные города, стоящие бок о бок, занимают почти гектар. Из фанеры, ДСП и гипса созданы целые улицы, на которых стоят здания с колонами, атлантами и кариатидами, лавки ремесленников, церквушка, на окраине ― небольшой домишко с колодцем. Заглянули в него ― тоже ненастоящий.

Декорации эти были построены в 2003 году специально для съемок фильма «Всадник по имени Смерть» Карена Шахназарова. Разбирать их не стали, и там же сняли более ста картин. В том числе «Господа офицеры», «Бедная Настя», «Статский советник», «Гибель Империи», «Мертвые души», «Доктор Живаго», «Натурщица», «Виват, Анна Иоановна», «Институт благородных девиц» и «Белый тигр». Шесть лет назад Москву частично перестроили и добавили к ней Санкт-Петербург для съемок «Анны Карениной».

20210903_143647.jpg

И ты, Брут?

И снова мы в церкви, но уже в другой. В той, где противостоял нечистой силе Хома Брут. Сцену из гоголевского «Вия» на «Мосфильме» воспроизвели почти вживую. С характерными завываниями движется на обезумевшего студента Паночка. Все фигуры похожи на киношных персонажей, и разыгрывают перед зрителями финал первого советского фильма ужасов.

После такого отдохнуть глазу можно разве что на выставке наград ― когда еще увидишь «Оскар» так близко!

Полтора часа экскурсии пролетают быстро. Гид с нами прощается, оставляя рассматривать экспонаты ― ретро-технику и поглядывать в сторону столовой, где наверняка перекусывают звезды кино.

Больше фото ЗДЕСЬ