Сетевики-затейники: искусство обольщения
logo

Темы номера

Сетевики-затейники: искусство обольщения

Слово «сетевик» стало уже нарицательным. Причем с душком. Считается, что цель всей жизни сетевика — обмануть покупателя, заставить его влезть в долги, но приобрести дорогой и не очень нужный в хозяйстве товар. Как же мы, умные люди, попадаемся им на крючок?

«Да» и «но» не говорите

Пепельница с моторчиком, игрушка-подушка с носом на боку, калькулятор и жуткий агрегат для срезания катышек с одежды, который ревел круче советских пылесосов и катышки резал вместе со свитерами, — однажды такой необычный набор появился и в нашей квартире. Объяснить, зачем были куплены эти вещи у сетевиков, папа не мог. Особенно умилила пепельница для некурящей семьи.

На деле все очень просто — у продажников разработана специальная технология, как всучить нам свою продукцию. Называется «Дао продаж». Нас ловят, используя психологические приемчики.

Как гласит библия сетевиков, они должны настроиться с потенциальным покупателем на одну волну. Искренне проявлять заботу о нас, чтобы мы почувствовали к ним расположение. Называется принцип «я и ты заодно против обстоятельств». «Давайте вместе подумаем, как вам решить эту проблему», — спросят вас согласно инструкции. К примеру, у вас яичница пригорела, а у них как раз кстати чудо-сковородка есть. Ну как тут устоять? Они щедро делятся с нами своей энергией, задают наводящие вопросы. «Наши шансы продать возрастают, если мы чутко реагируем на происходящее вокруг нас. Старайтесь «дышать в унисон» с собеседником», — написано в их книге книг. Сетевик покажется вам милым собеседником — он будет разговаривать вашими словами и внимательно выслушивать. Грамотный продавец никогда не скажет «да, но» — этот оборот у них под запретом. Только «да и».

И еще одно важное правило — клиент должен быть уверен в том, что его НЕ заставляют покупать товар, а только лишь демонстрируют. К мысли о покупке клиент придет как бы сам.

Красота по паспорту

Вот и на меня вышла компания по продаже косметики. По телефону они настойчиво добивались встречи, чтобы «вернуть мне молодость и красоту», — просто презентуют свои флакончики и сделают бесплатно маску для лица.

— Только паспорт с собой возьмите, — добавляет девушка-оператор.

— Зачем? Чтобы вы на меня кредит оформили, пока я буду с маской сидеть?

— Ну что вы! Так положено, никаких кредитов. У вас паспорта, говорите, нет? — огорчается девушка. — А вы работаете? В институте? Тогда ладно, приходите без документа. Записываю: Ирина Иванова. Молодости вам и красоты!

…В офисе компании первым делом интересуются судьбой моего паспорта.

— Зачем он вам всем дался? Вы же только косметику хотели показать! — моим доводом заинтересовались две гражданки, заполняющие рядом анкеты с паспортами в руках. Народное волнение спровоцировать не удалось, за мной уже пришла «косметолог».

— Меня Лена зовут, пойдемте, — поманила она.

В коридоре все, кто попадались навстречу, радостно улыбались и кивали. Последний раз такую вселенскую любовь я видела в одной из религиозных организаций. Они тогда еще называли всех братьями и сестрами, лезли обниматься, а потом подсовывали ящик для пожертвований.

— Что у вас все такие счастливые-то? Как сектанты, право слово.

— Да ну что вы, мы не сектанты совсем. Это косметика дарит людям такую радость. Вот сюда заходите.

Мы вошли в кабинетик, где стоял пустой шкаф, кресло, смахивающее на гинекологическое, стол со склянками и огромное зеркало. В стенке под потолком привинчена камера, направленная на кресло.

Лена приступила к делу. Расхвалила косметику, о которой, увы, догадываются далеко не все женщины города, — упущение-то какое! Вот с этой несправедливостью их компания и борется — уже год как зазывают гражданок и делают из них красавиц. И бежит такая красотка по городу, и несет весть благую о дивной косметике. А чтобы ее повторно не облагодетельствовали бесплатно, данные паспорта и заносятся в базу. А то вдруг придешь и, назвав чужую фамилию, вновь омолодишься? После презентации хорошеть будешь только за деньги. И деньги приличные.

Вместо обещанного по телефону получаса оказалось, что процедура возвращения былой красоты займет чуть более полутора часов.

— Косметика неаллергенная. Но раз вы так настаиваете, давайте сделаем пробы на руках, — Лена намазала из бутыльков немного крема мне на руки. Пока мы ожидали реакции, она записала в анкету не мою фамилию и чужой адрес. Жалко, что ли?

— Возраст?

— 33.

— Надо же… Мы с вами ровесники, — внимательно глядит на меня Лена и выдерживает паузу.

— А не скажешь, — привычно отвешиваю комплимент. — Думала, что вам гораздо меньше.

— Все благодаря косметике, — довольно правдоподобно признается Лена. — Мы сейчас сделаем маску, и вы увидите реальный эффект. Ну, как ощущения на руках?

— Не очень приятно, как-то холодит все, и краснеть начало. Может, смоем, а?

Лена подскочила: «Точно все красное!»

— Так вы меня до отека доведете, куда бежать потом?

— Никуда мы бежать не будем…

— Ну, вы то, конечно, не будете, а мне что делать?

Была призвана косметолог, которая радостно сообщила, что не видать мне СПА-процедуры, а Лена умчалась за супрастином.

— Не уходите, дайте мне телефоны своих знакомых. Мы их на процедуру пригласим, — жалобно попросила она.

— Ага, чтобы они меня потом проклинали, — почесываясь, возражаю я. — Ну ладно уж, вы мне — таблетку, я вам — номер.

Продиктовала давно заблокированный номер подруги, уехавшей в Башкирию.

— Всего один, — разочарованно протянула Лена. — Положено тридцать два…

— У этих людей в отличие от остальных отключена совесть, — уверен врач-психотерапевт Дмитрий Гололобов. — Они ради того, чтобы стать лучшими работниками компании, готовы обмануть, поклясться чем угодно, манипулировать какими-то ценностями: здоровьем близких, вашим здоровьем, женщине могут указать на внешность. Для них главное — заработать деньги, люди воспринимаются лишь как объект, поэтому хороши все средства. В том числе психологические приемы. Они используют подстройки по лексике, поведению и ценностям, т.е. с пенсионерами будут ругать правительство, с молодежью обсудят их проблемы. В обществе очень много робких людей, которым можно приказать, заставить их сделать то, что надо сетевикам. Элементарно из вежливости многие зачастую покупают у них товар. Не случайно все демонстрации и презентации занимают много времени — клиенту становится неловко, что продавец потратил на него несколько часов. Чтобы не стать жертвой манипуляций сетевых маркетологов, человеку надо сказать себе: «Стоп! Что сейчас происходит?» И попытаться понять, где ты, что творится вокруг, куда вас тянут — четко обрисовать свои границы, чтобы не пропустить атаки. И дать себе установку — я этого не хочу! Если вы уже не можете отказаться от презентации, то не ходите в одиночку, вдвоем проще избежать ненужных трат.

Через какое-то время клиент осознает, что совершил ошибку, но вернуть товар обратно уже невозможно. Ведь все произошло полюбовно.

— Обращений с жалобами на сетевиков от хабаровчан не поступает, — говорит Алексей Кондратьев, заместитель начальника отдела по защите прав потребителей администрации Хабаровска. — Сделки заключаются грамотно. Какие могут претензии, если потребитель добровольно приобрел товар?

Как это действует 

Клиент чувствует расположение к себе, ему ДЕЙСТВИТЕЛЬНО рады. В офисе играет приятная музыка, она расслабляет. Добрая девушка-косметолог делает маску, эффект от которой мгновенный, — лицо станет гладким, как пасхальное яйцо. Окрыленная красотка готова заплатить за косметику любую сумму, в этом стремлении ее поддерживает косметолог, искренне радуясь переменам во внешности. Не хватает наличности, чтобы купить все флаконы (одно без другого не сработает — в этом вас быстро убедят)? Так у вас же с собой паспорт! Можно ведь и кредит оформить.

Поздравляю! Вы попались на крючок сетевикам.

Ирина ТРОЦЕНКО,

коллаж Полины РОМАНОВОЙ


trotsenko-irina@rambler.ru

 



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)