Темы номера
Заведующая детским садом № 138 Вера Радченко каждого из своих 162-х подопечных малышей знает по именам.
Более 40 лет назад Вера Владимировна впервые перешагнула порог этого садика, и с тех пор почти все время трудится в этих стенах. Она давно сделала для себя вывод, что ни в какой другой профессии не смогла бы работать с таким удовольствием и самоотдачей.
Один из будничных дней мы решили прожить вместе с заведующей детским садом.
Утро
Рабочий день у Веры Владимировны начинается примерно в половине восьмого утра: до прихода детей ей надо проверить, все ли готово к их приему. Интересует порядок и чистота в группах, все ли воспитатели и их помощники на месте, готов ли завтрак.
Затем следует еще один обход во время зарядки и завтрака. Заглядывая в группы, здоровается с малышами, спрашивая, как те провели выходные, чем планируют сегодня заниматься. Дети, привыкшие к ранним визитам заведующей, радостно сообщают о походах за грибами и в кино, о смешном котенке, подаренном бабушкой, и новом велосипеде. И, что любопытно, не забывают поинтересоваться жизнью Веры Владимировны.
Только после этого заведующая со спокойной душой может заняться хозяйственными делами. Вот сегодня утром заметила, что краска на спортивной площадке поблекла, значит, надо подкрасить. А во время последних дождей начала протекать крыша — решать вопрос придется в управлении образования. По дороге зайдет в централизованную бухгалтерию, получит новые нормативные документы, а еще заглянет в магазин, чтобы выбрать настольные игры. Вернувшись, вместе с завхозом проверит продукты, привезенные поставщиками, и сделает заказ на следующую неделю.
Если работает в своем кабинете, то через приоткрытое окно слышит все, что происходит на детских площадках. Есть время, придет на занятие, подскажет что-то начинающему воспитателю, удивится находке опытного педагога и непременно поговорит с детьми.
— Это общение доставляет мне огромное удовольствие: они такие разные, непредсказуемые, интересные и постоянно удивляют, — рассказывает Вера Владимировна. — Дверь моего кабинета всегда открыта, и ребятишки часто бывают здесь со своими радостями или бедами. Вот на днях Саша из средней группы с гордостью сообщил: «А у меня сегодня две пятерки». — «Сашуля, как ты меня порадовал!». Я знаю, ему непросто дается математика, и этот успех мы вместе с воспитателем постарались пронести через весь день, а вечером торжественно сообщили папе. Очень важно поддержать ребенка, а, почувствовав вкус одной победы, он будет стремиться к следующей.
Полдень
К обеду заведующая старается вернуться в сад, чтобы вновь, надев халат, зайти на пищеблок, проверить содержание, качество и внешний вид блюд, а затем пройти по группам, пожелать детям приятного аппетита, а младшим воспитателям напомнить о правильной сервировке стола. Вера Владимировна уверена: культуру поведения надо формировать с ранних лет. Неслучайно ребята старшей и подготовительной групп за столом умело управляются не только с вилкой и ложкой, но и с ножом.
Далее в распорядке малышей тихий час, и пока они сладко сопят в своих кроватках, можно обсудить с воспитателями методические вопросы, проверить раздаточный материал, подготовиться к дню открытых дверей, запланированному на начало октября. Кому-то надо помочь, научить, ведь у нее огромный опыт. Но порядок строгий — детей, ни старших, ни младших, нельзя оставлять одних.
Вечер
Садик просыпается, звенят детские голоса, а значит, заведующей пора по группам. Малыши любят печеные яблоки с медом и булочки, а если же что-то из меню детям не по вкусу, Вера Владимировна вместе с поваром придумывает, как перевести блюдо в перечень любимых. Дети спешат на прогулку, а после ужина играют в группах, и рядом опять заведующая: как прошел день? что нового узнали? чему научились?
Один за другим приходят родители. Они, кстати, тоже частые гости в кабинете заведующей. Одни предлагают свою помощь или просят совета, но есть и такие, кто недоволен требованиями воспитателей. Выручают терпение и огромный опыт.
Последний малыш, взяв папу за руку, машет воспитателю рукой. В здании наступает непривычная тишина. Заведующая еще раз пройдет по этажам, заглянет в группы, медицинский кабинет, на пищеблок. И в половине восьмого отправится домой, чтобы завтра с утра снова поспешить знакомой дорожкой в садик, ставший ее судьбой.
Нина ЖИГУНОВА