Темы номера
У дальневосточной столицы может быть свое Сколково.
Идея создания внедренческой технозоны в Хабаровске приятно оживила науку и бизнес краевого центра.
— Мощный инновационный потенциал на одной площадке — огромная сила, — заметил в нашей беседе член городского совета по предпринимательству, председатель Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей Евгений Шулепов. — Откроется возможность привлечь и закрепить необходимый кадровый потенциал, дать толчок развитию современных производств в обрабатывающей промышленности, способствовать созданию новых инновационных технологий. Технозона позволит обеспечить государственную поддержку инновационным предприятиям, без которой невозможно создать новую экономику.
Инновации — под крыло
В инновационном бизнесе нет широкой столбовой дороги, одни каменистые тропы. Достигнешь вершины — будешь на коне. Такова участь резидента — главной фигуры научно-производственной внедренческой технозоны. Резидентами станут малые инновационные предприятия, которые займут определенную территорию, расположат на ней свои научно-производственные модули по полному циклу: от идеи до готовой продукции. Для инноваторов будут предусмотрены льготы и преференции.
Хоть сегодня под крыло технозоны готово научно-производственное предприятие «ДИАВЭЛ». Его руководитель Александр Рябцун первым в краевом центре, задолго до подмосковного Сколково, начал вынашивать идею такой площадки. Каким видится детище, о котором ученый-практик Александр Александрович мечтает почти два десятилетия?
— Создать и вывести на товарный рынок продукт, обладающий новыми потребительскими свойствами — говорит он. — такая задача по плечу малому инновационно-производственному бизнесу. Но процесс этот сложный, капиталоемкий, длительный, с высокой степенью риска. Без государственной поддержки не обойтись, нужны специфические условия и преференции. Все это станет возможным, если создать в Хабаровске научно-внедренческую технозону с необходимой инфраструктурой для развития малого инновационного предпринимательства.
Идеальной площадкой могла бы стать территория бывшего радиоцентра по улице Воронежской. Все видится примерно так. За счет инвестиционных фондов бюджетов различных уровней готовится площадка под строительство научно-производственных комплексов резидентов технозоны, подводятся все коммуникации. На площадке размещаются центры общего назначения. К примеру, инкубатор-технопарк. Приходят молодые предприятия, арендуют помещения и начинают предлагать свои разработки. Затем появятся инженерные центры, фирмы, которые предоставляют в аренду оборудование и поставляют технологии, агентства содействия инновациям и т.д. Это общие структуры, поддерживающие инновационное предпринимательство. Они ничего не создают, они обслуживают процесс. Создают резиденты — сложившиеся малые инновационные предприятия, которым в технозоне предоставляется территория научно-производственного модуля. Что он собой представляет?
Это здание контейнерного типа, в котором находятся лаборатории, опытные цеха, испытательные площадки, инженерные участки для проектирования. Создаются условия, способствующие рождению идеи и ее продвижению до конечной продукции. Так работает наше научно-производственное предприятие, готовое стать резидентом технопарка. На подобные коллективы распространяются все преференции, налоговые льготы, по принципу Сколково. Сегодня мы их не имеем, а без необходимых условий инновационного бизнеса не вырастишь.
Кто в «десятку»?
— Каков сегодняшний резидентский потенциал Хабаровска?
— Город заказывал исследования ДальНИИ рынка. Как выяснилось, претендентов не так уж много. Важно иметь производство, а не только услуги. «ДИАВЭЛ» их тоже оказывает, но в основном для того, чтобы подпитать производство оборудования. Сегодня стоит задача найти хотя бы с десяток инновационных предприятий, создать стержень технозоны.
Когда ты делаешь программу — это одно, а когда создаешь прибор и к нему программу, — совершенно другие вещи. Назову предприятия, которые могли бы стать резидентами технозоны. Это «Баск-Пластик», «Континент Тау». Коллектив стремится заработать деньги на инновационно-внедренческую деятельность и крепко встать на ноги. Можно привлечь молодой перспективный коллектив компании «Техновация».
— А почему нельзя назвать «Альфа — Союз», который разработал и внедрил новую эффективную технологию ремонта крыш, наладил выпуск специального оборудования?
— А кто сказал, что он не может прийти в технозону? Если у тебя есть оригинальные мысли, эффективные наработки и все доказано практикой — ради бога. Это же прекрасно, когда дело доходит до изготовления нового, эффективного оборудования.
НИОКР — всему голова
Проблема в том, что у подавляющего большинства компаний, претендующих на умную площадку, нет заготовок НИОКР. Идет простое зарабатывание денег, которое не имеет ничего общего с научно-производственным будущим. Вот в чем дело. Да, в городе есть сильные предприятия, но они занимаются в основном производственной деятельностью. Заниматься наукой для них накладно, да и специалистов нет. Сейчас даже субсидии на НИОКР получить затруднительно, ибо 60% затрат составляет заработная плата высококвалифицированных сотрудников. А куда без этого?
Если у предприятия 90% деятельности занимает торговля, о каком научно-внедренческом потенциале может идти речь? А без него поднять крупные производства невозможно. Нужны десятки вариантов, которые могут быть апробированы, а лучшие внедрены в производство. Нам необходим мировой уровень, а для этого предстоит занять нишу отраслевых НИИ. Технозона должна создавать новый продукт, а не штамповать изделия старого образца. Находясь на одной площадке, резиденты могут нарастить богатейший потенциал.
Беседовал Петр МАЗУР,
фото Александра СТУДЕНИКОВА
На снимке: ученый-практик Александр Рябцун.
(окончание в следующем номере)