Бюджетное око
logo

Темы номера

Бюджетное око

В практику государственных и муниципальных закупок пробиваются ростки контрактной системы, которая придет на смену федеральному закону № 94. Что изменится?

Купец в законе

Об этом беседуем с начальником управления муниципального заказа администрации города Юрием Кромских.

— Юрий Георгиевич, ученые-экономисты считают потенциал 94-ФЗ исчерпанным. О чем говорит практика?

— Да, работать по нему становится сложнее. Конечно, в свое время закон был революционным. Благодаря ему удалось жестко отрегулировать процедуру закупок, открыть бизнесу и обществу широкий доступ к необходимой информации.

Но проблема в том, что ФЗ-94 по сути регулирует лишь организацию торгов. А сегодня стоит задача научиться эффективно управлять каждым звеном цепочки от планирования закупок до аудита исполненных контрактов. Это мостик в будущую федеральную контрактную систему. Если три звена сработают слаженно, результат будет сразу. Под жестким контролем окажется весь жизненный цикл заказа. Никто не позволит себе потратить лишнюю копейку из казны.

Ведь, чего греха таить, сегодня в размещении заказа может победить поставщик с довольно низкой квалификацией, у которого, как говорится, ни кола ни двора. В итоге получаем двойной ущерб: заказ не выполнен, деньги не освоены и возвращены в бюджет.

Дешевизна не лечит

Пока Госдума работает над новым законопроектом о контрактной системе, ФЗ-94 продолжает разбухать от поправок. В частности в него внесены изменения по закупке лекарств.

— Для чего они понадобились, что это даст простому человеку?

— Поправки уточняют порядок проведения аукционов на поставку лекарств. Теперь в документации заказчики будут указывать исключительно международные непатентованные названия препаратов или их химических наименований. Специалисты считают, что эти требования позволят исключить ограничение конкуренции на фармацевтическом рынке. Сегодня все решает цена и побеждает тот, кто предложит самую низкую. Но разве это справедливо? Как могут вылечить человека дешевые препараты-синонимы, которые зачастую малоэффективны и с большим количеством побочных действий? Думается, правы авторы поправок: от такой практики надо уходить.

— Как известно, такое ведомство, как ваше, должно иметь исчерпывающую информацию по ценам на продукцию. Купить кота в мешке можно в два счета. Что защищает от ошибок?

— Мониторинг цен на рынке. Заказчик определяет максимальную цену контракта и передает нам обоснование.

Это очень ответственный этап работы. На начало августа управление провело 876 экспертиз начальной цены контрактов. Средний показатель отклоненных заявок составил 42%. Были случаи, когда из 19 поступивших заявок отклонялись 12. Сегодня уже сложилась положительная тенденция, когда структурные подразделения администрации стали более тщательно подходить к мониторингу и обоснованию цен на продукцию. На «пятерку» работает в этом направлении управление образования.

Нарушил — раскошеливайся

— Нарушать порядок накладно?

— Очень. Жизнь заставила внести в проекты муниципальных контрактов суровые меры. К примеру, если при производстве строительных или ремонтных работ подрядчик использовал несертифицированные материалы, — схлопочет штраф в размере 5% от контракта и переделает работу за свои средства. За неисполнение обязательств можно нарваться на неустойку в 30% от цены контракта.

— И есть «отличившиеся»?

— Да. С ООО «Джонстрой» взысканы убытки за нарушение правил благоустройства. Аналогичная ситуация произошла с ООО «Сахалин-Строй-Механизация». Провалило сроки выполнения контракта ООО «Проектстройиндустрия» и в судебном порядке выплатило неустойку в размере 400 тыс. руб. Можно назвать и другие подобные примеры.

— Есть мнение, что аукционы (обычные или электронные) не будут больше главным инструментом. Дескать, процедура негибкая, определение победителя по цене — не всегда эффективный способ. Как вы считаете?

— Пока электронный аукцион для нас основная форма. Но с ним связана очень серьезная проблема: дробление заказов, резкий рост процедур. По сравнению с 2011 годом их стало больше на 28%.

Возьмем, здравоохранение. Объем заказов для нужд и поликлиник громадный. Финансирование идет по федеральной целевой программе. Торги состоялись, экономия составила 20—30%. Казалось бы, оставьте эти деньги в бюджете города! Нельзя, они федеральные, и надо снова размещать заказы. Делаем это по два-три раза. Законодатель должен учесть такую ситуацию. Практикой доказано: чем меньше процедур, тем выше качество.

Жизнь заставляет кардинально менять систему муниципального заказа. Ввели обоснование начальной цены контракта, усилили правовое звено, сто процентов документации проходит юридическую экспертизу и ее качество резко улучшилось.

Торги требуют уважения

Но есть проблема, которая висит дамокловым мечом. Даже необоснованная жалоба сегодня может дать повод для приостановки торгов. Накатает ее человек, проживающий порой в другом регионе, не имеющий к аукциону ни малейшего отношения, не объяснивший толком, каким образом мы могли задеть его права, а процесс останавливается, время идет.

Проблему надо решать на законодательном уровне. Мое мнение: жалобу может подать только участник аукциона и в установленные законом сроки: в период размещения заказов, когда можно что-либо изменить, а также в процессе подписания контрактов. Считаю рассмотрение жалоб, обращений, анонимных заявлений на заключенные и исполненные контракты бессмысленным, имеющим одну цель — привлечь должностное лицо к административной ответственности по формальным признакам.

— Каким вам видится новый законопроект?

— Новый закон должен быть проще и понятнее нынешнего. Хотя некоторые моменты вызывают острую дискуссию. Например, предварительная квалификация участников. Раньше был сговор, объединялись, делили лоты, а сейчас может быть другая беда. С кем заказчик привык работать, тому постарается отдать предпочтение. Неугодных участников вытолкнут из закупок.

Нас успокаивают, дескать, процедура применима исключительно для отдельных крупных заказов. Но где гарантия, что будет именно так? Для того, чтобы не вернуться к старому, контрактной системе нужны предельно четкие критерии закупок.

Мы просто обязаны получить честную, открытую систему торгов, которая будет двигать экономику, которой люди будут доверять, и в первую очередь бизнес.

Беседовал Петр МАЗУР



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)