Станет ли дешевле поехать в Китай?
logo

Темы номера

Станет ли дешевле поехать в Китай?

Слышала, что на наших пограничных пунктах пропуска, оказывается, сильно завышены цены на проезд в Китай. А мы семьей недавно ездили в Фуюань, можно ли надеяться, что теперь наши кровные деньги вернут?

Анна Николаевна, г. Хабаровск

Плата за проезд

Действительно, в июле Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Хабаровскому краю наложило штрафы в размере 881 тыс. руб. на ОАО «Хабаровскводтранс» по факту монопольно высоких цен на услуги в международных пунктах пропуска (МПП) «Покровка» и «Хабаровск», установленных еще в 2011 году.

Отреагировав на жалобы турфирм, граждан, пограничников и прокуратуры края, комиссия УФАС изучила предоставленные «Хабаровскводтрансом» документы и информацию о расходах, влияющих на стоимость оказываемых услуг. И пришла к выводу, что предприятие при расчете стоимости услуг, оказываемых в районе МПП «Покровка» и «Хабаровск», кроме расходов, связанных с эксплуатацией краевого имущества, необходимого для функционирования пунктов пропуска, также включало в нее расходы на приобретение пассажирских судов, предназначенных для оказания услуг пассажирских перевозок и не связанных с эксплуатацией объектов пунктов пропуска. 

Проще говоря, аванс на строительство и покупку трех судов в размере 11,1 млн руб., сам не ведая того, оплачивал каждый пересекающий границу в этих двух пунктах. В антимонопольном ведомстве даже посчитали, что «благодаря» этому стоимость услуг МПП «Хабаровск» незаконно возросла на 11 и 13%, а на МПП «Покровка» — на 21 и 24%.

Судя по этим расчетам, с одной стороны, для одного гражданина или провозимой им, к примеру, собаки стоимость услуг в «Хабаровске» должна быть лишь на 12,35 руб. дешевле заявленных 950 руб. С другой, автопереход «Покровка» туристу вместо 410 руб. обходился в 540 руб., а уж турфирмы, которые, скажем, используют для перевозки туристов и их багажа пятитонный автобус, заплатили бы за одну поездку на три тысячи дешевле!

Так что, как пояснили нам в УФАС, граждане и туркомпании имеют полное право, вооружившись данным решением антимонопольщиков, обращаться в суд за возмещением понесенного ущерба. Одна незадача: оштрафованный «Хабаровскводтранс» сделал это первым, и теперь справедливость решения комиссии определяется в судебных инстанциях. Впрочем, при любом исходе дела мы сообщим об этом нашим читателям.

Пункт раздора

Сегодня ни для кого не секрет, что ситуация с нашими МПП давно уже далека от благополучной. Что на «Покровке», что в «Хабаровске» дефицит мест, многочасовые скопления автобусов и людей, срыв и отмена поездок, громкие конфликты, взаимные обвинения — увы, обычное дело, а не исключение. Турфирмы, перевозчики и простые граждане направляют жалобы во все инстанции, однако даже личное вмешательство губернатора края, посетившего весною «Покровку», пока, похоже, не поможет разрубить затянувший проблемный узел.

 Любопытно, например, что сам «Хабаровскводтранс» сегодня судится не только с УФАС, но и с коммерческими перевозчиками, которые не оплачивают услуги компании, обеспечивающей работу МПП «Покровка». В результате этого, как сообщил гендиректор ОАО Сергей Тивиков, за полтора года (с января 2011 года) убытки компании превысили 17 млн руб. При этом в «Хабаровскводтрансе» считают, что подобной ситуации могло бы не быть, если бы Дальневосточное территориальное управление Росграницы включило предприятие в технологическую схему пункта пропуска «Покровка». В ДВТУ Росграницы, в свою очередь, утверждают, что пограничники и не должны контролировать оплату сборов за обслуживание транспортников в МПП.

В июле стороны в очередной раз обменялись словесными выпадами по поводу возможного временного закрытия «Покровки». Пограничники, привлекшие на свою сторону транспортную прокуратуру, напомнили, что такие действия на границе возможны только по решению Правительства России. В итоге «Покровка» пока работает, а ДВТУ Росграницы направило в правительство Хабаровского края (владельцу 100% акций ОАО «Хабаровскводтранс») свои предложения по урегулированию ситуации. «Хабаровскводтранс», в свою очередь, утверждает, что правительством края в адрес ДВТУ Росграницы направлено письмо с предложением принять

на свой баланс объекты инфраструктуры «Покровки».

Уплывающая «Фунька»

Со своей стороны в нынешнем году жару в пограничный конфликт добавил… мэр Фуюаня. Стремясь, вероятно, покончить с транзитным «помогаечным» бизнесом и помочь местным предпринимателям, китайский градоначальник установил новые таможенные правила для россиян. Им теперь разрешено вывозить на родину не 50, а лишь 20 кг груза. К тому же это нововведение наложилось на ужесточение российских требований безопасности к речным судам, в результате чего на теплоходах типа «Полесье» примерно на треть сокращены число посадочных мест и объем перевозимого груза.

Результаты предпринятых благих мер, по отзывам очевидцев, пока таковы: путевки заметно подорожали: удовольствие просто доставить на родину чужому дяде баул в 20 кг стоит всего 1,5 тыс. руб.; если же вы накупили в Фуюане эти 20 кг для себя, платите 4,5—6 тыс. В итоге по еще недавно весьма популярному у хабаровчан «туру выходного дня» нанесен мощный удар. В туристическую Мекку не имеющая особых достопримечательностей «Фунька» пока не превратилась, а шопинг, китайская кухня, массаж и прочие прелести местного сервиса стали дороговаты для обычной публики. Хабаровские турфирмы считают убытки, при этом «помогаечный» бизнес просто переориентировался на Покровку и Благовещенск, создавая давки там, где по-прежнему можно ввозить 50 кг груза. Ну и за что боролись?

Через границу на авто?

Пока суд да дело, хорошие новости пришли от наших соседей-приморцев, которые в рамках подготовки к саммиту АТЭС активно прорабатывают вопрос организации движения легкового автотранспорта через российско-китайскую границу. Так, на специальном совещании в администрации Приморья начальник ДВТУ Росграницы Виктор Елютин сообщил, что этот вопрос согласован с китайской стороной и после завершения строительства новых пунктов пропуска автомобильное движение между регионами двух государств может быть запущено. Причем решение большинства вопросов организационного характера возможно уже в августе, после чего дальневосточники получат право на личных авто пересекать границу.

Первыми ласточками станут два приморских МПП ­— в Пограничном (около 700 км от Хабаровска) и Краскино (около 843 км), через которые можно будет попасть в Поднебесную в районе городов Суйфэньхэ и Хуньчунь. МПП «Пограничный» после завершения реконструкции сможет пропускать до 1 400 машин в сутки, в том числе 600 легковых. Планируется работа в круглосуточном режиме. В МПП «Краскино», который будет готов к эксплуатации в конце года, проект рассчитан на 250 машин в сутки, 150 из которых — грузовики.

 Кстати, побывавший недавно в Краскино министр РФ по развитию Дальнего Востока, полпред Президента РФ в ДФО Виктор Ишаев отметил, что технологии и стандарты этого МПП будут применяться и в других дальневосточных регионах, а также подчеркнул исторический характер появления таких МПП: «Мы впервые выходим на европейский уровень, когда граждане соседних государств могут на личном автомобиле совершать поездки в сопредельные государства».

Что ж, хабаровские туристы, вслед за приморскими турфирмами и малым бизнесом, уже могут начинать просчитывать возможности новых маршрутов. И надеяться, что придет и на нашу улицу праздник. Как уже не раз заявлялось на самом высоком уровне, в будущем году начнется строительство нового речного пункта пропуска в краевом центре, а также моста на Большой Уссурийский остров. Будем ждать.

Дмитрий СУДАКОВ



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)