Темы номера
Почти 700 хабаровчан пришли летним вечером в кинотеатр «Гигант», чтобы провести пять с половиной часов за просмотром «Ночи пожирателей рекламы».
30 лет спустя
Крупнейшее в мире шоу в сфере рекламы уже давно не сенсация, а хорошо налаженный бизнес. Детское хобби «городского сумасшедшего» Жана Мари Бурсико по собиранию выброшенных рекламных кинороликов в 1981 году воплотилось в идею «Ночи» как уникального эстетского зрелища для пресыщенных парижан. Ну а за последующие 30 лет проект Бурсико обрел международный масштаб и охват: к миллиону роликов, собранных в его швейцарской Синематеке, ежегодно добавляется еще 25—30 тысяч со всего мира, созданных с 1898 года до наших дней.
Причем в отличие от других конкурентов, скажем, фестивальных «Каннских львов», где жюри профессионалов отбирает лучших из лучших в различных номинациях, бизнес Бурсико сохраняет свой «любительский» характер. И каждую весну примерно 400 роликов, по-прежнему отбираемых лично «чудаком» Бурсико, составляют премьерную программу очередной «Ночи», которую с удовольствием ждут зрители 70—80 стран.
Не элита
В России с передвижной рекламной коллекцией Бурсико познакомились в 1994 году и пришли в восторг: ведь «Ночь рекламоядных» — это не только показ роликов, но культурное и зачастую даже светское мероприятие, которое начинается еще до входа в кинозал. Впрочем, в отличие от Москвы и Питера, «Ночи» в которых до сих пор проходят со «звездным» блеском, в Хабаровске, где первая «Ночь» отгремела десяток лет назад, на сей раз праздник предназначался для вполне демократичной публики. Цены (от 600 до 1 000 руб.) «не кусались», посему бриллиантовые колье и глубокие декольте в полном зале практически не встречались.
Многочисленные развлечения в фойе кинотеатра также были на любой вкус. Эпатажный шоумен Вячеслав Радченко провоцировал любителей халявы на поедание живых червяков, Ольга Бельды сотоварищи проводила мастер-классы по росписи стекла и изготовлению украшений, диджей комментировал под музыку все происходящее. Можно было сфотографироваться с модельными красотками, выиграть сувениры от спонсоров и партнеров проекта, погонять на велотренажере, попозировать художнику или просто посидеть в баре.
Что мы видим
При этом главное блюдо — собственно 600 роликов, показанных в течение трех блоков по 1,5 часа, — производит сегодня странное впечатление.Конечно, шоу позволяет нырнуть в глубины времен и увидеть, например, наивно-позитивистскую рекламу 60-х годов. Или самый первый рекламный ролик братьев Люмьер — с порошком, облегчающим тяжкий труд прачек. Можно наглядно отследить национальные особенности рекламы. Знаменитая английская самоирония, французский шарм, немецкая деловитость,японское веселое безумие — все это осталось. Свою рекламную краску добавляют мудрые китайцы, жесткие румыны (нет, не зря их кино гремит нынче на всех фестивалях) и русские «варвары»: судя по десятку роликов наших производителей, именно знамя «хаоса и дикости» мы сегодня уже вполне осознанно и гордо демонстрируем миру.
С другой стороны, все в этом безумном мире перемешалось: «Звездные войны» вошли в рекламный пародийный фольклор на всех континентах, снятая в мусульманской стране реклама прокладок насквозь пропитана юмором и эротикой, немцы тонко иронизируют над собственной любовью к порядку. Явленная же во всю мощь креативная реклама от AXE и LYNX оседлала актуальную в нынешнем сезоне тему апокалипсиса-2012: воспеваемый «AXE-эффект», перед которым не устоят даже ангелы, запросто может породить всемирный хаос, являясь попутно и лучшим средством забвения от него.
Да, реклама способна быть настоящим произведением искусства. При этом мероприятие, которое призвано придавать высокий смысл низкому ремеслу рекламы, обрушивая на «пожирателей» груду самых разных впечатлений, под утро в опустевшем зале, похоже, лишает смысла любые шедевры. Потому апокалипсис может быть прикольным. Человечество, привыкшее жить здесь и сейчас, в короткую долю рекламной паузы, его, наверное, просто не заметит…
Дмитрий СУДАКОВ,
фото автора