Желаем быть в соку
logo

Темы номера

Желаем быть в соку

Что мешает нашим бизнесменам создать в садовом кольце Хабаровска плодово-ягодные плантации и вдоволь накормить город?

Авитаминоз от лени

Позади два месяца лета, а ягоды по-прежнему хочется! Вслед за дорогой закордонной черешней набивает себе цену импортная слива (300 рублей за килограмм) и, похоже, скоро даст фору отборной говядине. Лето не дарит былого снижения цен.

Мир налегает на ягоды и фрукты. Американцы едят их втрое больше, чем мы, немцы опережают россиян в два с половиной раза, и так вся Европа. Нас обогнали страны Азиатско-Тихоокеанского региона. С потреблением садовой продукции развитые государства связывают длительность жизни, повышение трудовой и умственной активности людей. Человек, как говорится, чувствует себя в соку.

Когда правительство нашей страны кинулось вырабатывать политику здорового питания, эксперты ужаснулись от анализа: избыточное потребление животных жиров и простых углеводов на фоне недостатка овощей и фруктов угрожает здоровью россиян. 56% населения страны страдает избыточным весом и ожирением. Отсюда сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, диабет, другие напасти. С качеством питания связаны до 60% смертей.

По инерции виним климат, дескать, самая северная страна, полгода трещат морозы, полгода к ним готовимся, вечная зона рискованного земледелия. Когда, наконец, судьба избавит нас от этого нелепого оправдания? Вся надежда на принятые правительством страны «Основы государственной политики в области здорового питания населения».

Сад долголетия

Судя по содержанию документа, иностранные поставщики витаминных продуктов перестанут взвинчивать на них цены, а россиян будут кормить свои садоводы. Жизнь убедительно доказала: там, где пьют свое молочко, хрустят домашними огурчиками, где в садах обилие ягод, а по утрам, лаская сердце, плюхаются в росу сочные антоновки, живут до 80—90 лет и больше.

Мир понял: не будет таких садов — не будет корней. Европа срочно закладывает новые питомники, создавая для предпринимателей такие условия, которые нашему бизнесу и не снились. К примеру, Польша наполовину кормит запад нашей страны свежей ягодой, а Дальний Восток — мороженной. Польский садовод-бизнесмен может получить кредит под 0,2%, причем длинный, на 10—15 лет. За этот период вырастает сад.

Один — пять миллионов рублей необходимо нашему садоводу, чтобы заложить ягодное поле. Кредит под 15—17% процентов на год-два — хуже дикого мороза для плантации.

В регионах ищут выход. На Кубани принят закон о сельских усадьбах. Земельный участок, выделяемый в аренду, может достигать 5 гектаров. Строй добротный дом, закладывай сад, возводи перерабатывающий цех — бюджет поможет. Размер субсидии при строительстве дома достигает 70% его стоимости. К примеру, затратил на постройку дома 2 млн руб. — получишь 1,4 млн руб. После 10 лет аренды земля переходит в собственность, которую можно передать по наследству детям, внукам. Такая усадьба, естественно, не обойдется без богатого сада, способного прокормить не только семью, но и обитателей городских многоэтажек.

Страна ждет воплощения данного опыта. Опоздаем — ВТО выжмет соки из нас. Иностранные поставщики ягод и фруктов уже сегодня держат за горло наших оптовиков, не оставляя им шансов стабилизировать розничные цены. Не случайно из шести крупных оптовых предприятий в Дальневосточном регионе осталось одно. Тревожный сигнал. Ягоды и фрукты могут стать недоступными большинству населения. К примеру, повышение зарплаты бюджетникам съедят новые тарифы ЖКХ, в результате потребительские возможности этой категории населения резко снизятся.

Если у тебя нет фазенды

Когда-то мы, «зеленые» рыночники, дружно хаяли былые походы трудовых коллективов и студенческой молодежи на картошку. Так вот, звонит соседке дочь из Америки и не нарадуется: приехали с плантаций — ягоды — море, собирай, какую хочешь и получай свою долю. Нет у тебя фазенды — выходи на сбор урожая, купайся в ягоде и фруктах.

Когда наш соотечественник Борис Шестаков спросил у министра штата Айова, почему в их садоводческом секторе так лелеют мелкий бизнес, тот ответил примерно так: только «малыши» способны дать экологически чистые ягоды, фрукты и овощи, не загрязняя природу и поддерживая здоровье нации.

Ода дальневосточному саду

По возможностям садоводства наш край может дать фору многим территориям. Строить особняки в садах — нехитрое дело, важнее разводить плантации. Сады, даже в черте Хабаровска, были отменными. А на юге края радовали продукцией крупные хозяйства с перерабатывающими цехами, в сливовых плантациях спели потрясающие по вкусу сорта плодов, превосходящие западные. Придется возрождать былую практику. Тем более что Хабаровск славится плеядой ученых-селекционеров, подаривших дальневосточникам прекрасные сорта ягод и фруктов. Их опыт жив и ждет, когда земляки вернут былую славу дальневосточному саду.

Когда мы поставили в известность о готовящейся публикации председателя Хабаровского межрайонного союза садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан Юрия Клементьевича Устинова, предоставили факты и мысли, ответ был однозначным: благословляю.

Ведь что происходит? Морозы не крепчают, наоборот, помогают нашему садоводу. Но 10 тысяч тонн плодово-ягодной продукции, которые ежегодно выращивают дачники города, — капля от возможного. Зато эта рукотворная мудрость с предельной точностью поможет выбрать участки, благоприятнейшие для выращивания, к примеру, абрикосов. Район Хехцира, отданный в руки садоводам-предпринимателям, мог бы накормить весь округ дальневосточным, неповторимым по вкусу фруктом. 

Ваш покорный слуга может привести личный пример. 9 абрикосовых деревьев на сопке Двух Братьев давали до тонны прекраснейших плодов. Когда об этом было рассказано при встрече второму лицу из руководства префектуры Ниигаты, чиновник долго цокал языком.

Мои домочадцы вырастили и собрали прекрасный урожай винограда «Дамские пальчики». Собирали корзинами. Да что мы, Эрика Терехова, которую хабаровские садоводы прекрасно знают по нашей газете, выращивает 26 сортов винограда. А великий знаток дальневосточной природы, писатель Всеволод Сысоев говаривал, что дальневосточные сорта винограда для виноделия — лучшие в мире.

Встречь солнцу

Создание садово-фруктовых усадеб могло бы вызвать новую волну переселенцев. Талантливыми людьми страна не обделена, попробовать себя в дальневосточном садоводстве вызвались бы многие. Земля притягивала и будет притягивать, как магнит.

Около миллиона гектаров пашни в Дальневосточном федеральном округе не используется в сельскохозяйственном производстве. Это уникальное богатство уже не может лежать без отдачи и режет миру глаза. Грядет саммит АТЭС-2012 и большой разговор о продовольственной безопасности. Глобальная проблема начинает доминировать в мировой практике. Что происходит?

Технологии последних 50 лет привели к сокращению пахотных земель на 30%. А население планеты за это время увеличилось с трех до семи миллиардов человек. Как накормить такую ораву? Продовольственная безопасность, естественно, выходит на первый план. Выводы экспертов убийственные: темпы роста продовольственных товаров к 2030 году сократятся в три раза. Зерна потребуется 2,7 млрд тонн в год, а получим 2,1 млрд. Одни страны вводят в оборот законсервированные земли, другие стимулируют рост производства, третьи, в основном Китай, берут в аренду или закупают сельхозугодия за рубежом.

Поддержка сельского хозяйства в развитых странах доходит до 60%, у нас — от 4 до 10. Сколько можно жить на этих подачках? Не пора ли поднимать агропром, включая садоводство, и кормить свое население экологически качественными продуктами? Для этого есть прекрасные возможности.

По данным, озвученным членом-корреспондентом Российской академии сельскохозяйственных наук Алексеем Шелепа, в стране 2% мирового населения, 4,4% мировых сельхозугодий, 8,6% пашен и треть мировых запасов пресной воды. Стало быть, россиянин вправе рассчитывать не на какие-нибудь импортируемые концентраты, а на экологически чистую продукцию.

А для начала надо умело распорядиться тем, что имеем, благодаря дальневосточной природе. Имеется в виду ягодное богатство. Предприятие «Лесные продукты», которое на рынке 12 лет, производит 64 наименования ягодных сиропов. Все это дары дальневосточной тайги, экологически чистейшая продукция, желанная для потребителей. Натуральный продукт, выработанный из заготовленного труднодоступного сырья, стественно, не может быть дешевым. В то же время рынок, наполненный синтетическими заменителями, валит реализацию чистейшей дальневосточной продукции. Думается, впору вмешаться государству, помочь бизнесу в добыче даров тайги и максимально продвинуть потребление продуктов здорового питания в своей стране. Не оценив по-настоящему первозданность продуктов дальневосточной природы, мы теряем свое исключительное богатство.

Спрашивается: мы хотим быть в соку? Если да, то надо возрождать дальневосточные сады и переходить на свои уникальные по вкусу ягоды и фрукты. Такой завидной возможностью нас одарила природа, и большой грех не использовать ее прелести.

Петр МАЗУР,

фото Нины ЖИГУНОВОЙ



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)