Темы номера
Почему встала проблема законодательного установления ответственности руководителя за неправильные решения и как оценивают такой шаг хабаровчане.
В городе 26 тысяч малых и средних предприятий. Это 26 тысяч руководителей. Любопытно, что думают представители этой гвардии, их подчиненные, акционеры и просто читатели по поводу поступившего в Госдуму законопроекта об ответственности руководителя? Кому он больше нужен: директору, коллективу, акционерам, власти?..
Темная прозрачность
Акционер Сергей Николаевич Шаповалов:
— В первую очередь закон нужен самой компании. И вот почему. Директор должен чувствовать ответственность перед коллективом, чтобы я, как акционер, был уверен: решения на предприятии принимаются правильные, вложенные средства работают, информация о состоянии дел открытая и доступная. Не секрет, что открытость порой подменяется видимостью. К примеру, однажды наша компания опубликовала баланс, в котором никто из акционеров не смог разобраться. А порядок соблюден, не подкопаешься. Вот такая «прозрачность».
— А разве на самом предприятии некому поправить руководителя? Есть совет директоров, правление, совет акционеров…
— Неэффективное управление и недальновидность будут прикрываться форс-мажором на рынке, происками конкурентов, да чем угодно. Скажем, купил директор оборудование, которому нет загрузки, оброс кредитами, которые не может погасить, заключил драконовский для предприятия договор, а я, как акционер, остался с носом.
Законодательно закрепленная ответственность руководителя существенно изменит ситуацию. Теперь он будет нести ответственность за неправильные решения не только перед компанией, но и перед акционерами, причем не исключено, что и в судебном порядке. А как иначе? Не тянешь — уходи.
Один мой знакомый, бывший крупный «красный» директор, мудрый мужик, говорил так: я не знаю, когда должен уйти, но знаю, что должен уйти за неделю до этого.
Кто сядет в кресло?
Директор ОАО «Аква-Люкс-Трейд» Виктор Шаталов:
— Думается, спорить на тему, нужен закон или нет, поздно. Страна вступила во всемирный торговый союз, и каждый из предпринимателей должен учиться вести бизнес цивилизованно. Есть кодекс корпоративного поведения. Там прописано все: как организовать свое дело, что означает быть социально ответственным с клиентом, партнером, сотрудником и т.д.
Другое дело, что скорость информационных, рекламных, финансовых потоков сегодня настолько велика, а рынок такой живой и переменчивый, что споткнуться и поставить под удар компанию можно в два счета. Ответственность руководителя и так усиливается кратно: надо предугадать и обойти все негативные моменты и риски.
Если законопроект будет принят в нынешнем виде, то не акционер будет доказывать вину компании, будет вынужден отстаивать свою невиновность директор. Законодателям надо глядеть в оба, предельно четко прописать, в каких случаях наступает ответственность руководителя и какова ее степень, проработать механизм определения порядочности и добросовестности. Просто декларации не нужны.
Представьте, попадется акционер, который будет бесконечно предъявлять претензии, вымогать деньги, шантажировать руководство. Ажиотаж вокруг компании может негативно повлиять на ее репутацию. Вот почему проект нового закона должен широко обсуждаться, чтобы закон стал предельно продуманным и взвешенным и при необходимости позволял профессионально защитить права акционера, подчиненного и самого директора. Не надо ему мешать, а то скоро в это кресло будет трудно найти специалистов. Спешить нельзя, над проектом должны капитально поработать общественные предпринимательские объединения.
Менеджер в розыске
И. о. заместителя директора департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Юрий Колосов:
— Пытаюсь сравнить работу директора сегодня и лет 25-30 назад. Тогда довелось побывать в этой роли. Вся ответственность лежала на руководителе, за все отвечал он. Приходилось, откровенно говоря, несладко. Но это были другие условия. В страшном сне тогда не могло присниться, что руководитель может собрать деньги дольщиков и скрыться в неизвестном направлении. Или накопить долгов, обанкротить предприятие, выйти сухим из воды и возглавлять компанию под новой вывеской. Такого не могло быть в принципе.
Сегодня случается то и другое. Страдают в первую очередь работники компаний. Неслучайно в зарубежной практике ключевые действия руководителя закрепляются законодательно. Это мировой опыт.
Поэтому закон об ответственности руководителя за неправильно принятые решения вполне может вызреть у нас. Конечно, не так быстро, как кому-то хочется. Как поступили иностранцы? Сначала все прописали в корпоративном кодексе, обкатали в жизни и только потом закрепили законодательно. В рыночных странах для этого была почва, и то ушло четверть века. А мы хотим весь путь проделать лет за пять. Конечно, будет непросто.
Но умный, талантливый, добросовестный руководитель был защищен, и это справедливое требование. Бизнес — это риск на каждом шагу, это хождение по лезвию бритвы. Хотя законопроект рассчитан не на уголовную ответственность, а на коммерческую, административную — утешенье слабое. По объективным причинам недополучил прибыль — недоплатил налоги, чего доброго, докажут, что сделал это умышленно.
Возьмите даже такой момент. Как руководитель я обязан в деталях проинформировать акционеров о делах на предприятии. Но эти сведения надо подать так, чтобы не выплеснуть определенные коммерческие секреты. Все не так просто.
Пострадала за «липу»
Татьяна Н. временно безработная:
— Считаю, что закон нужен и прописать в нем следует ответственность директора за предвзятое отношение к подчиненным. У меня была прекрасная работа. Все складывалось хорошо, пока руководитель не заставил делать липовую бухгалтерскую отчетность. Я отказалась и была уволена.
Неужели человек не понимает, что поступил жестоко? Сейчас с ребенком сидим на шее у мамы. Так что надо не холить и всячески оберегать директора, а спрашивать по закону, поставить его в такие рамки, чтобы думать о «липе» забыл. Хороший бизнес — это прежде всего порядочность, прозрачность и внимание к людям.
Полис для управленца
Главный специалист Хабаровского филиала компании «Ингосстрах» Юрий Чумилин:
— Закон, безусловно, нужен. Но руководитель должен быть защищен. Директор уже сегодня имеет возможность купить страховой полис и снять с себя часть материальной ответственности. Такая практика дошла до Дальнего Востока. Правда, пока речь идет о компаниях, работающих с зарубежными партнерами.
— Неэффективному управленцу или просто жулику такого документа, скорее всего, не получить.
— Да, это сито, через которое пройдет не каждый. Мы проводим очень глубокие проверки, поскольку ошибки могут слишком дорого стоить страховой компании. Рынку еще предстоит привыкнуть к такому виду страхования.
Итак, мнения участников беседы если и расходятся, то в основном в деталях. Закон нужен и цель его — не разорить директора или заставить его платить за причиненный ущерб. Важно поднять ответственность управленца перед компанией, акционерами, чтобы производство было эффективным, публичным и открытым, заслуживало доверие клиентов и партнеров. Закон должен работать на цивилизованное ведение бизнеса, а в конечном итоге на престиж страны.
Подготовил Петр МАЗУР