Ты б в кондукторы пошел?
logo

Темы номера

Ты б в кондукторы пошел?

Корреспондент «Хабаровских вестей» попробовала поработать кондуктором в трамвае.

Обаяние спящего города

На утреннюю смену работников трамвайно-троллейбусного управления доставляют двумя маршрутами: «городским» и «деревенским».

— Это мы между собой их так называем, — смеется Татьяна Филиппова, начальник службы эксплуатации ХТТУ. — Вы не из центра поедете? Значит, вас подберет трамвай «деревенский». В 5.40 на остановке — не опаздывайте.

Ночью не спалось, каждый час поглядывала на будильник: как бы не опоздать! Еще не рассвело, а я уже стояла на остановке. Единственные живые души на всю округу — три пьяных молодчика. Они гоготали, пили пиво и били бутылки об асфальт. Не самое приятное соседство, согласитесь. Но вот, наконец, и дежурный «деревенский».

— Как же вам не страшно до трамвая добираться? — спрашиваю кондукторов — пассажиров дежурки.

— Ну почему же, страшновато бывает, — соглашаются кондукторы. — Народ разный попадается, но деваться некуда — работа!

Гвозди бы делать из этих людей

В депо диспетчер определила меня стажером к опытному кондуктору Елене Дубовцевой на трамвай первого маршрута. Пять минут на заполнение ведомостей, и мы выезжаем на линию. Смотришь на Елену и удивляешься — сейчас бы еще спать да спать, а она бодра!

— Да привыкаешь! Я работаю четыре дня с первой смены, потом — со второй. И все равно даже в выходной подскакиваешь около пяти — привычка, — улыбается кондуктор. — Сейчас пока пассажиров мало, но скоро народ на работу начнет собираться, тогда совсем о сне забудешь. Это уже часов в одиннадцать, когда схлынет основной поток, стук колес может убаюкать. Пассажиров нет, глядишь в окно и дремлешь.

Секрет бодрости понятен, а вот как с деликатной проблемой, ведь иногда надо отлучаться?

— Туалет только на остановке «Химфармзавод», — огорошила Елена. — Приноровились уже…

Круговорот бабушек в трамвае

Город постепенно начинает просыпаться, сквозь зелень деревьев, в проемах между домами видно, как поднимается солнце, окрашивая небо.

— Честно говоря, я восходами не любуюсь, даже не замечаю их, — признается вагоновожатый Сергей Цыкун. — Я до этого работал машинистом поезда, как-то привык к сменам дня и ночи. Да и за дорогой следить надо — не до романтики.

— Некоторые говорят, что у «пятерки» маршрут самый интересный в городе, а мне нравится «единичка». Смотри, как красиво, — показывает на залитую солнцем площадь Ленина моя собеседница. — Я люблю нашу центральную площадь, проезжаешь мимо в темноте, а она вся сверкает огнями! Фонтаны бьют — здорово! И привокзальная площадь тоже хороша.

Жизнь города трамвайщиками изучена детально. Людские потоки, житейские заботы — кондукторы знают все.

Первые пассажиры традиционно пенсионеры. С коробами, объемными сумками они рассаживаются в вагоне и начинают делиться последними новостями дачной жизни: у кого что посажено, что уже подросло, следят ли за грядками соседи…

Ближе к восьми утра — время рабочего класса и студентов. С десяти до одиннадцати — передышка, вагоны ходят полупустые. В 11 утра в трамваях вновь оказываются бабушки, но уже не дачницы. Их маршрут — на Центральный рынок и обратно. Вечером в обратном порядке служащих сменяют дачницы. На следующий день картина повторяется. 

— Не скучно?

— Нет. Даже иногда смотришь, нет твоего пассажира, который всегда в это время в трамвай садился, и уже начинаешь думать, что с ним: на другом трамвае уехал, опоздал или приболел?

Собственно инструктаж

Прежде чем дать примерить кондукторскую сумку, Елена поделилась тонкостями профессии.

— Кондуктору надо вырабатывать зрительную память, — наставляет меня Елена перед выходом «в люди». — Старайся выхватить какую-то деталь, чтобы не перепутать, кто зашел, а кто уже обилечен. Рост, телосложение, что-то яркое в одежде. Можно посчитать, сколько людей готовится зайти, когда трамвай подъезжает к остановке. Внимательно смотри на пенсионные и проездные, чтобы месяц был июль, а то, бывает, они забывают поменять на новый… Когда будешь билетик отрывать, смотри, аккуратно, чтобы по линии получилось. Не забудь погасить: слегка надорви сбоку, но не перестарайся. Зайдут контролеры, увидят непогашенный билет у пассажира, а это нарушение! В сумке несколько делений: вот это для десяточек, сюда мелочь кладешь, для купюр — отдельный кармашек. Я сумку под себя шила, чтобы через плечо носить, а то к концу смены она такая тяжелая от мелочи становится. И ремешок специально широкий сделала, чтобы не натирал. М-да-а, не под твой рост, конечно… Но ничего приловчишься.

У кондукторов есть негласный дресс-код. Все-таки они всегда на виду у строгой пассажирской общественности, поэтому одежда должна быть неброской. Мини и глубокие вырезы не подойдут — зачем привлекать внимание? Обувь желательно на плоской подошве, чтобы чувствовать «сцепление» с полом.

— Если будут хамить, в конфликт не лезь, старайся сгладить ситуацию сразу, — учит Елена. — Пытайся в шутку переводить. Это сложно, но вполне возможно.

Боевое крещение

Вот и мои первые пассажиры.

— Страшновато, — робею я. — А как к ним обратиться? Предъявите документы?

— Просто скажи: «Рассчитываемся за проезд».

— И все?

— Не забудь обязательно добавить: «Пожалуйста!» Это все-таки волшебное слово, на всех действует, — смеется она. — Иди, не бойся! Если что — я рядом.

Пассажиры деловито разбредаются по салону в поисках лучших мест. На кондуктора, т.е. уже на меня, не обращают ни малейшего внимания. Подхожу к ним и забываю все слова разом, даже магическое «пожалуйста».

— Вот, смотрите, — машет пенсионным бодрая старушка так, что трудно разглядеть в нем хоть что-то. Как тут заметить надрез на нужном месяце! Еще один пенсионер разворачивает удостоверение и ворча принимает из моих рук талончик — поездка пришлась на учетную неделю льготников.

Наконец заходит платник. Стараюсь как можно аккуратней, несмотря на качку, оторвать билетик, чтобы не подвести свою наставницу…

И все-таки недостаточно оказалась развита моя зрительная память — одного пассажира упустила. Но он не смог уйти от опытного взгляда моей наставницы. Вручили билет и ему.

— Ну, молодец, — оценивает мой труд Елена. — По первости все переживают, волнуются и все путают. Даже из отпуска выходишь и какое-то время и подойти стесняешься, и плату за проезд попросить передать, а потом проходит.

Работа не для каждого

Сложно было перемещаться по шатающемуся вагону. Елена ловко скользила по трамваю, у меня так не получалось. Болтало из стороны в сторону, приходилось все время цепляться за поручни, чтобы не загреметь.

Она работала «на улыбке», легко, радуясь входящим пассажирам, на меня же прибывающие наводили уныние. Должен быть, видимо, кондуктор немного актером.

И просто жутко хотелось спать! А пассажиры все входили и входили — наступал утренний час пик…

— Я все равно люблю свою работу, — признается Елена во время небольшого перерыва на конечной. — Люди у нас в большинстве своем добрые, приветливые и интересные. А трудности… Да они в любой профессии, наверное, есть. Главное, чтобы хабаровчане наш труд ценили, а мы всегда им рады!

Ирина ТРОЦЕНКО,

фото Александра СТУДЕНИКОВА



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)