Темы номера
К двум известным российским бедам, описанным классиком, добавились еще две — расклейщики объявлений и люди с баллончиками. Их многочисленная армия портит облик краевого центра, захватывая новые площади и обезображивая все, что попадается на их пути.
Дон Кихоты из комитетов
Борьба с объявлениями отнимает больше сил у тех, на чьей стороне правда. Это им приходится звонить по указанным в объявлениях телефонам, пытаться воззвать к совести и грозить штрафами.
— Доказать, что фасад дома испортил тот человек, чей телефон в объявлении, сложно, — признается Алексей Назаренко, и.о. начальника отдела благоустройства комитета по управлению Южным округом. — Естественно, что они будут все отрицать, еще и возмутятся очень правдоподобно, что кто-то их номер указал. Проще, если это магазин расклеил объявления, тогда им не уйти от ответственности. Штраф для физических лиц — от 500 до 2 000 рублей, должностных — от 2 000 до 5 000, юридических — от 5 000 до 10 000 рублей. Порог устанавливает административная комиссия. Комитет следит, чтобы на территории не было несанкционированных объявлений. К примеру, расклейщики объявлений полюбили забор вокруг стройки по улице П.Л. Морозова, мы обязали застройщика его отчистить. Каждый должен отвечать за свой забор!
Противостояние администрации с расклейщиками напоминает сражение с ветряными мельницами. Обработали, к примеру, фасады специальным антиклеем, чтобы трудно было бумаге зацепиться за поверхность, но расклейщики не сдались — усовершенствовали клей. И стараются пристроить листовки так высоко, что сорвать их только при помощи хорошей стремянки возможно!
Твое имя на заборе
На свободных от объявлений площадях резвятся «черные граффитчики», оставляя невыразительные рисунки или неэстетичные, неразборчивые шрифты на домах. При ближайшем рассмотрении непонятная вязь оказывается автографами неизвестных авторов.
— Меня надписи на стенах не раздражают, все известные граффитчики выросли именно из таких художеств, — рассказывает Павел Крылов, хабаровский граффитчик. — Конечно, основная масса населения их не одобряет, но это часть культуры! Желание выразиться, оставить свой ник, потом хвастаться друзьям. Да и адреналин — надо так провернуть операцию, чтобы тебя не поймали. Например, одно из направлений граффити — бомбинг — ребята расписывают метро, в нашем случае — подкарауливают трамваи. О красоте рисунков здесь речь не идет, только желание пощекотать нервы. От этого никуда не деться и не искоренить, сегодняшние подростки перерастут и забросят баллончики, другие придут им на смену. Я тоже в школьные годы портил фасады у себя в Ванино, ловили, ругали... Но благодаря бомбингу решил посвятить себя искусству, сейчас получаю высшее художественное образование. Дипломную работу хочу посвятить граффити.
Цивилизованные граффитчики, коих в Хабаровске наберется не больше двух десятков, уже заматерели и встали на коммерческие рельсы. Их еще надо постараться уговорить нарисовать что-либо на стене. И заплатить, естественно. В среднем свои произведения они оценивают от 5 тысяч рублей. Дорого? Ждите, когда ваши стены размалюют начинающие творцы. Асы уличной живописи признаются, что их произведения хулиганы не портят. Уважают, видимо.
— Краска стала доступней, баллончик около 150 рублей стоит, а ответственности у подростков никакой, — рассуждает Павел. — Если и оштрафуют, то родителей же. А те в лучшем случае поругают своих детишек. Я иногда вижу такие «почеркушки» на стенах и довожу их до ума, чтобы красиво было.
Выхода нет?
Остановить лавину граффитчиков все-таки можно. Их интерес подогревает то, что они совершают запрещенное действо. Поэтому выход один — легализовать.
— Если бы в городе граффитчикам дали стены под рисунки, может, поменьше стало бы диких художеств, — соглашается Павел. — Ведь в переходе возле «Платинум Арены» и на теннисных кортах в «Динамо» нормальные граффити — народ старается.
— В нашем подъезде подростки повадились писать свои витиеватые буквы, перепортили все стены, — говорит председатель ТСЖ Ольга. — Тогда мы купили им баллончики и предложили оформить весь подъезд. Они сначала опешили, а потом взялись за работу. В итоге у нас получился один из самых стильных подъездов в городе. Теперь уже ребята не позволяли тем, кто помладше, черкать на стенах — свое-то жалко!
А что думаете о граффити на стенах вы, уважаемые читатели? Украшают они или уродуют город? И как можно победить расклейщиков объявлений? Ждем ваших писем по адресу: Хабаровск, ул. Ким Ю Чена, 6, редакция газеты «Хабаровские вести» или на электронную почту trotsenko-irina@rambler.ru.
Ирина ТРОЦЕНКО