Другой Китай
logo

Темы номера

Другой Китай

Харбин вот уже 19 лет является побратимом Хабаровска. У нас много общего, даже названия похожи. И история наших городов неоднократно пересекалась. Поэтому логично, что именно Харбин стал местом проведения форума СМИ Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России.

Миссия журналистов

Символично, что в эти же дни в Харбин приехала официальная делегация во главе с мэром Хабаровска Александром Соколовым. Наш градоначальник встречался с китайским коллегой Сун Сибинем для обсуждения возможностей сотрудничества в различных сферах.

Повестка работы форума журналистов была не менее значимой. Что нужно сделать для того, чтобы укрепить взаимное доверие между нашими странами?

— Китайские и российские СМИ должны больше общаться, сотрудничать и публиковать информацию друг о друге, — отметил зампредседателя народного правительства провинции Хэйлунцзян Сунь Яо. — Только это может стимулировать углубление и развитие двухстороннего сотрудничества.

Харбин — русский город

Русским его называют вовсе не потому, что тут живет много наших соотечественников. На самом деле на улице довольно редко увидишь европейское лицо. Зато фасады некоторых зданий часто приводят в ступор. Смотришь и думаешь: «Ну это же копия нашего бывшего Дворца пионеров! А близнец вот этого здания стоит на углу улиц Комсомольской и Муравьева-Амурского в Хабаровске…». И уже не удивляешься, узнав, что строились эти дома в одно и то же время одним и тем же архитектором. Да и река у нас одна на двоих — Амур.

Есть в Харбине и свой Арбат — пешеходная улица, мощенная брусчаткой. Там жизнь кипит круглые сутки, а из дверей кафешек льется знакомая музыка. А ровно год назад в помещениях подземного торгового центра открылась улица Василия, где истосковавшийся по России эмигрант может всласть поностальгировать.

Хотелось бы назвать побратима младшим братом, поскольку Харбин на 40 лет моложе Хабаровска, но как-то язык не поворачивается. Ни размах территории, ни численность населения (более 10 млн человек) не позволяют представить Харбин малышом.

Брекеты для березы

Климат наших городов тоже похож, такие же растения украшают улицы. Русские березки чудесно смотрятся в китайском интерьере. Нужно сказать, что китайцы трепетно относятся к природе. Молодые деревца не просто высаживают на свободных от камня местах. Целые рощицы тут и там раздвигают плечами городские кварталы. Специальные распорки держат стволы на равном расстоянии друг от друга, и деревья растут как солдатики — ровными и стройными.

А там, где дома становятся реже, правят бал зеленые архитектурные формы. Удивляешься, как эти затейливые драконы и всякие чебурашки умудряются вызревать в совсем не тропическом климате. Для украшения ландшафта в дело идут как дикие камни, так и архитектурные композиции вроде тех, что с недавнего времени поселились и на городских прудах в Хабаровске.

«Нам пора влюбляться»

Вот так многозначительно звучал перевод обращения известного китайского документалиста, который выступал на одной из встреч журналистов наших стран. И, по сути, все речи ораторов сводились к одному: давайте уже скорей переходить на другой уровень общения!

В Хабаровске приходится сталкиваться с разным отношением к нашим соседям. Часто говорят об экспансии. О том, что множество китайских граждан обосновались на дальневосточной земле. И забывают сказать, что все больше россиян перебирается в тот же Харбин, пускают корни на китайской земле. И работают не на стройке, — занимают вполне престижные и денежные должности.

Китай хочет с нами дружить, потому что понимает: хорошие отношения — это туристы, а туристы — это деньги. Огромные деньги.

Безопасные прогулки

Большинство хабаровчан судят о китайцах по торговцам с вещевого рынка, а о китайских городах по приграничному Фуюаню. И хотя этот город за немногие годы из ветхого поселения вырос в современный миллионник, все-таки не дает представления о том, каков он сегодня — великий Китай.

Он вырастает прямо на глазах. Старые здания не латаются, а безжалостно сносятся, и на их месте стремительно появляются высотки самой затейливой современной архитектуры. Пыльные закоулки все решительней оттесняются на окраины и в обозримом будущем будут полностью раздавлены.

Еще вчера, кажется, можно было среди зимы встретить китайца в серой советской шинели и пластиковых тапках на босу ногу. Сегодня горожане одеты добротно, а в их платьях преобладают пестрые краски. Столь любимые китайцами блестки отражают солнечные лучи и создают ощущение праздника. К этому стоит добавить, что харбинцы очень дружелюбны, часто улыбаются. Ни разу не встречала драку или даже ругань, не было на темных улицах пьяных и агрессивных. И гулять по ночному Харбину было совсем не страшно.

Небоскребы от кутюр

Город растет в высоту и в ширину. Небоскребы в 40 этажей — привычная картина для мегаполиса. Причем архитектура домов настолько затейлива, что диву даешься от полета фантазии строителей. Геометрически неправильные, с разномастными окнами, нарочито кособокие, они по-настоящему украшают город и придают ему неповторимый колорит.

В центре города практически не встретишь старых зданий.

На вчерашней окраине Харбина возводятся микрорайоны, поражающие воображение своим масштабом. Зеленой тканью затянуты одновременно десятки зданий, и в один такой комплекс вполне можно заселить треть населения Хабаровска. К каждому из строящихся домов прочно припаян подъемный кран. Он растет вместе с домом.

На вопрос об инфраструктуре наш гид ответил:

— Обещают, что все будет. Но потом жилье сдается, а ничего обещанного нет. И еще какое-то время новоселам приходится тяжко.

Ну что ж, вполне знакомая картина. Сложности современных городов.

За третьего ребенка — штраф

Сложностей этих, конечно, хоть отбавляй. Дальневосточная столица во много раз меньше Харбина, однако каждый хабаровчанин легко поймет проблемы харбинца. Ведь они в целом одинаковы: транспортные пробки, недостаточное количество парковок, экология (мусор, воздух, задымленность), социальная обеспеченность и защищенность горожан, бытовое обслуживание. Обобщение мирового опыта в данной сфере и постоянный поиск инновационных решений — так пытаются китайцы расправиться со своими проблемами. И во многом это удается.

В больших городах хорошо развита сеть пассажирского транспорта, стоимость проезда — 1 юань (5 рублей). Средняя зарплата харбинца — 15 тысяч рублей. на наши деньги. Продукты и одежда дешевы. Но очень дороги товары для детей.

Известно, что правительство пытается как-то сдерживать рост населения Китая. Совсем недавно разрешили иметь второго ребенка. Но, как сказали наши коллеги, при этом зачастую на карьере можно поставить крест. Ну а когда наши собеседники узнали, что россиянам за второго малыша дают деньги, а за третьего — надел земли, удивлению не было предела.

Свобода и/или безопасность

Оснащенность телецентра, радиостанций и редакций газет — на самом высоком уровне. Новейшие технологии, система контроля работы линий (разработана в Китае), гигантские тиражи газет — все это внушает почтение. Стандартная редакция выглядит как огромный ангар, порезанный на сотни клеточек. Зато в каждой клеточке — свой интерьер. В одной строгий порядок: забор из файлов, ни пылинки на мониторе, в углу кружка спокойного тона. В другой — полный раскардаш. Бумаги навалены как попало, даже пара смятых листов клубится по углам. В третьем — царство гламура. На стуле голубая подушечка с рюшами, фотографии в резных рамках, несколько забавных кукол с тряпичными ногами, а мусорная корзина обклеена цветочками.

С вай-фаем в Китае проблемы, ведь беспроводной Интернет не проконтролируешь. Телевидение не показывает агрессивных программ, по радио звучат только добрые передачи, в газетах не найдете пошлости и громких разоблачений.

Полная свобода и безопасность никак не могут дружить. И то, что улицы Китая не кишат хулиганьем — во многом заслуга средств массовой информации. Совсем не рейтинговые программы для детей здесь в чести, воспитательные передачи — на каждом канале. Да и сами дети присмотрены школой весь день — на улице не встретишь праздного подростка.

Будем брататься?

Итак, что нужно сделать для того, чтобы восстановить и укрепить взаимное доверие между Россией и Китаем? Главное — чаще рассказывать людям наших стран друг о друге. По ходу форума восемь сайтов, телестанция, несколько газет и других китайских СМИ центрального подчинения, гонконгские средства массовой информации, станции народного радиовещания рассказывали о международной встрече. Хабаровские газеты и радиостанции поддержали контакт. Наш договор начал действовать. Обмен информацией становится практически ежедневным, и наши страны становятся ближе.

Рассказ о Китае в «Хабаровских вестях» только начат. О быте наших соседей, о развитии их медицины, проблемах ЖКХ, заботах об экологии и многом другом читайте каждый день в рубрике «Другой Китай» на нашем сайте.

Историческая справка

Посад Харбин был основан русскими в 1898 году как железнодорожная станция Трансманьчжурской магистрали. К 1913 году Харбин был фактически российской колонией для строительства и ремонта КВЖД. Население города составляло 68 549 человек, в основном русских и китайцев. После Октябрьской революции в Харбине осели около 200 тысяч белоэмигрантов. К середине 60-х годов по политическим причинам практически все русское население оставило Харбин. Современные русские, живущие в этом городе, переселились туда в 1990-е и 2000-е годы.

Только цифры


В провинции Хэйлунцзян проживает более 38 млн человек.
Более 22 млн туристов в год (внутренних и заграничных) посещает провинцию.
70 долларов в сутки в среднем тратит один турист.

Елена ТИХОНОВА,

фото автора


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)