Зачем сова в дупле березы
logo

Темы номера

Зачем сова в дупле березы

В музее истории Хабаровска проходит выставка известного дальневосточного художника Николая Глаголева.

«Жил-был человек. Природу любил, небо синие. И так он этим чувством дорожил, так хотел им поделиться, что взял человек кисти и холст и начал картины писать», — с этих слов начинается книга о Николае Глаголеве.

Он сам держит её в руках и аккуратно перелистывает странички, рассказывая о своих картинах.

Выставить в музее все работы хабаровского художника не удалось: их более 600, поэтому репродукции большинства полотен мы рассматриваем в книге.

— Я рисовал сколько себя помню. Лет с 10 уже вовсю писал пейзажи и портреты, — с улыбкой вспоминает Николай Прокопьевич. — Правил еще не знал, но получалось неплохо. А первую, такую по-настоящему профессиональную работу, я создал в 1954 году. Более 60 лет творю уже.

Когда оживают фотографии

«Пейзажи и портреты, выполняемые маслом и графически, с особым видением мира, где природа, словно после дождя: воздух прозрачен, краски чистые, яркие, как душа первозданной дальневосточной природы…» — эти слова точно характеризуют творчество Николая Глаголева. Он умеет уместить в золоченые рамки холста мгновение времени.

На одной картине мы видим: ветки шевелятся, листва пригибается от порывов ветра, и ждешь, что вот-вот на тебя дунет легкий бриз. Другая картина показывает нам тихий пруд, склонившиеся ивы и одинокую березу — вся Россия в ее вечных образах словно раскрывает свой истинный облик, спокойный, величавый.

Натуру для своих работ Николай Глаголев часто берет с фотографий.

— Меня даже называют иногда «копиист». Я не обижаюсь, но и не соглашаюсь. С фотографии надо уметь рисовать, а не копировать, — художник показывает мне фото и картину написанную с нее. Фотограф запечатлел серую погоду Хехцирских сопок, а на картине Глаголева природа тайги играет красками. — Нужно думать и понимать, зачем ты рисуешь именно так. Нужно работать, создавать яркие детали, делать акценты, менять палитру. Оживлять полотно!

Лауреат многих премий демонстрирует еще несколько своих работ, написанных по фотографиям. Честно скажу, картины гораздо лучше. Они передают настроение и эмоции. Они живые.

Но не только природа интересует творческую личность Николая Прокопьевича. Он пишет портреты. Замечательные слепки человеческой души, выраженные то в позе, то в глазах, то в полуулыбке. Любимых работ в этом жанре у Николая Глаголева много, но отмечает он всегда одну — Иоанна Крестителя.

— Она была сложна для меня, не каждый художник сможет правильно изобразить эту личность. Здесь и складки его мантии надо правильно прорисовать, и положение кистей рук. Много мелочей. Я горжусь этой работой.

Найти главную линию

Не только великие личности становились героями его полотен. Глаголев часто рисовал простых дальневосточников: рабочих и крестьян, мужчин и женщин.

— Самое важное в портрете — найти главную линию. Одну единственную, из которой потом получится вся картина. И не стоит забывать, что портрет — это, прежде всего, человеческая история, сюжет жизни.

Николай Глаголев и в 77 лет продолжает трудиться. И о картинах говорит со страстью, полный желания довести свой талант до совершенства. «Писатель кисти» объяснял, почему береза здесь стоит так, не иначе, откуда в сугробе снегири, зачем сова в дупле дерева. Постоянный поиск идеала выделяет Глаголева среди коллег.

Недаром Николая Прокопьевича ценят, покупают его картины за рубежом (в Англии, Японии) и награждают медалями.

Художников такого калибра надо ценить!

Михаил КОНДРАТЬЕВ,

фото автора


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)