Темы номера
Что думает местное бизнес-сообщество о выдвинутой учеными национальной идее?
Когда число хабаровчан, желающих пройти в праздничных колонах, превысило 10 тысяч человек и организаторам пришлось проявлять верх тактичности, сдерживая инициативу, стало понятно: блеснуло что-то объединяющее, по чему народ соскучился.
Ученые страны, кажется, уловили момент и выдвинули национальную идею: «Моя страна должна быть, и должна быть всегда». В оригинальности им не откажешь. Но для того чтобы высшая ценность стала впитываться в народе с молоком матери, ой как много нужно! Прежде всего разумный баланс между работой и личной жизнью, без которого новую экономику не построить, преданного национальной идее человека не вырастить.
Что должны сделать для этого власть и каждый из нас?
Ученые фактически попросили россиян сесть за импровизированный круглый стол и вместе, без упреков и обид, порассуждать над тем, какими мы должны стать. Бизнесмен Игорь Фатеев загорелся предложением.
Ролики
— Представляешь, — рассказывает эмоциональный Игорь Александрович, — шестилетняя дочка пришла с прогулки вся в слезах. «Папа, — говорит, — можно я отдам свои ролики подружке? У нее папы нет, только два братика». Смотрю на своего ребенка, а самого душат слезы. Боже, думаю, ты откуда такое взялось? Иду и покупаю ролики на всех. Я не самый крутой бизнесмен, но дочурку свою поддержу. Вот вам национальная идея. Но, к ней, судя по всему, еще много идти.
Решил однажды прогуляться по Амурскому бульвару. Навстречу молодая мама катит коляску с младенцем. А тот ручонки мне тянет, улыбается во весь беззубый рот. Обомлев, смеюсь ему в ответ. Мамочка нервно дернула коляску и поспешила укатить в сторону.
Что я такого сделал? Великий мудрец советовал: чаще улыбайтесь детям. Они ведь по природе не могут кого-то бояться, у них никто не должен отобрать игрушку. Еще Лев Николаевич Толстой напутствовал: учитесь у детей быть счастливыми. Они способны, как никто другой, объединять нас, взрослых, учить доверять друг другу. Это родник, в который снова надо окунуться, чтобы стать другим. Причем многие черты придется приобретать заново.
Повторение пройденного?
Соглашаюсь с собеседником. В жару, когда господствовала жатва, наша деревня не закрывалась на замки. Для приличия на дверь накидывалась скоба, мол, нас нет дома. Сегодня это кажется утопией. Крен в сторону капиталистической расчетливости требует включить мораль, поскольку в обществе опасно разгорается такая болезнь, как личная выгода. Разрыв в достатке растет. Если жалованье руководителя фирмы и рабочего разнятся в 14 раз, трудно говорить о равновесии и социальной стабильности.
— Кстати, в Японии, — замечает Игорь Александрович,— этот показатель не выше четырехкратного.
Мы годами взирали на то, как прекрасные профессиональные кадры, зачастую не от доброй жизни, шли в торговлю, занимались любыми услугами, чтобы обеспечить семьи. Что получили? Двадцать лет говорим о диверсификации экономики, но мало что делаем. Старшее поколение хорошо помнит индустриализацию страны. Почему она пошла с размахом? Люди почувствовали, что перемены в народном хозяйстве делают их жизнь лучше: работники переезжают в новые квартиры, получают детские сады, бесплатные семейные путевки на отдых и т.д. Идея индустриализации подкреплялась балансом личной жизни и жизни страны.
В сегодняшней экономике доля высокооплачиваемых квалифицированных мест, способных обеспечить человеку достаточно высокие стандарты жизни, составляет примерно 10%. Ни больше ни меньше. А других кадров и мест для них просто негде взять.
Батя, выручай
— Согласен. Привожу пример. Генеральный директор ООО «Строительный Альянс» Виктор Карасев рассказал мне, что недавно в дом его отца постучались посланники судостроительного завода, дескать, батя, выручай, некому работать. Хозяин квартиры вежливо поинтересовался: мол, а знаете ли вы, добры молодцы, что мне далеко за семьдесят? Знаем, ответили ходоки, только поднимись, покажи этой «зелени», как резак держать надо.
— А чего тут удивляться? — Продолжает мысль собеседник. — На ключевых рабочих должностях должны быть люди приличного достатка, по крайней мере, середняки. У нас почему-то принято считать, что «родить» таковых и поднять класс должен исключительно бизнес. Но так можно ждать до бесконечности. А ведь во всем мире середняка пестует государство: именно государевы люди, выполняющие ответственнейшую квалифицированную работу (врачи, учителя, воспитатели и т.д.) делали и делают погоду в доме.
— К месту напомнить, Игорь Александрович, что в 1960-е годы у нас была одна из лучших в мире систем медицинского обслуживания. И продолжительность жизни была такой, как в США. Используя наш опыт, Китай заявляет: если зарплата учителя или врача ниже средней по стране, общество обречено.
Где родился, там и пригодился
— Складывается впечатление, — продолжает Игорь Александрович, — что далеко не все представители нашей бизнес-элиты заинтересованы в процветании города. Один знакомый хабаровский бизнесмен огорошил, спросив: с миллионом долларов в кармане ты бы покинул страну? Я отшутился, дескать, положи на мою ладонь такие деньжищи — и я предскажу тебе судьбу. Что вы думаете, умотал в теплую островную страну, примеряется к гражданству США.
Получается, страна тебя вырастила, дала образование, возможность накопить средства, а ты готов променять гражданство на чужое. Работай на своей земле. В России были прекрасные организаторы бизнеса, почему не продолжить их дело? Почетно и созвучно национальной идее.
— Самое сокровенное, на мой журналистский взгляд, фокусируют в человеке дом, семья, коллектив. Ведь прошедший День города иначе как праздником духовности не назовешь.
— Другое дело, что в повседневной будничной жизни мы еще не всегда так едины и ответственны — подмечает собеседник. — Шествие прошло, поднимаюсь на свой этаж, у почтового ящика режет глаза длиннющий список злостных неплательщиков за квартиры. Мать честная! 25 человек на 60 квартир! Месяцами, а то и годами люди не платят за тепло, газ, воду. Это значит, что дом существует практически на плату пенсионеров. А что мы оставили за собой после вечерних праздников на бульварах?
Любить свой город, свою страну надо искренне, подтверждая добрыми делами и поступками. Национальная идея — это потребность, которая должна чувствоваться сердцем, это родник добра.
Беседовал Петр МАЗУР