Темы номера
О том, что пассажирский транспорт в Хабаровске становится все более безопасным для пассажиров свидетельствует статистика ГИБДД края. За год количество ДТП с участием автобусов уменьшилось на 26,5%.
В прочем, о том, что до идеала пока далеко, знают все, кто пользуется этим транспортом. Набитые битком маршрутки, разговоры водителей по телефону во время движения и другие нарушения приводят к несчастным случаям.
— В январе — феврале этого года в Хабаровске с участием автобусов произошло 8 ДТП, половина — из-за несоблюдения водителями Правил дорожного движения, — говорит начальник отдела технического надзора ГИБДД по г. Хабаровску Игорь Гончаров. — Хотя контроль ведется постоянный, и не только госавтоинспекторами. В рейды выходят сотрудники миграционной службы, наркоконтроля, и даже приставы. На безопасность работает ГЛОНАСС, установленная в муниципальных автобусах. В этом году Министерство транспорта РФ обязало владельцев транспортных средств обеспечить максимальную безопасность пассажиров. Теперь в каждом автобусе должен быть тахограф — прибор, контролирующий соблюдение водителями режима труда, отдыха и движения транспорта. Устройство устанавливается в водительской кабине, имеет диск, с которого после окончания рейса считывается информация.
Оснастить таким прибором свои транспортные средства должны были все собственники, наемные работники, арендаторы, но ни в одном коммерческом или муниципальном автобусе такие приборы не появились, хотя с момента выхода постановления прошло уже два месяца. Мы выписываем штрафы, делаем предписания, но они мало влияют на отношение к безопасности. На маршрут выпускаются машины с неработающими световыми приборами, без аптечек, огнетушителей, противооткатных упоров, со стертым протектором шин… Проблем много.
… Быть бы живу
Парк пассажирского транспорта в Хабаровске новым не назовешь. Даже муниципальное предприятие ХПАТП держится на корейских «ДЭУ», которые ему продают после капитального ремонта. Новые, с завода — только нижнекамские НеФАЗы и только у муниципалов, что не становится поводом выпустить их на линию без технической проверки, а водителей — без медицинского контроля.
Частники же перевозят хабаровчан в микроавтобусах. Многие по мере возможности обновляют свой парк, но следят за состоянием машин, увы, не столь тщательно. Осмотр машин перед выездом на маршрут часто формальный, а то и вовсе не делается. Инспектору ГИБДД узнать об этом несложно. Если на линии при проверке документов у водителя оказывается незаполненным путевой лист, значит, перед рейсом автобус не проходил технический осмотр на своем предприятии. Снять машину с линии инспектор не может. Владельцам ТС выписываются штрафы, но они не самая действенная мера. Счастье, что пока в городе не было ни одной аварии по причине технических неисправностей маршруток.
Кто на свете всех быстрее?
Каждый четвертый протокол составляется на водителей за несоблюдение ими Правил дорожного движения. Большинство из них придерживаются своих правил, коммерческих — кто быстрее, у того и прибыль. Отсюда гонки на дорогах, мелкие пакости в виде разбитых исподтишка зеркал, и даже драки. Пассажиры в невольных заложниках. Хотя почему в невольных? Редко кто попытался остановить подобную вакханалию или сделал замечание водителю. Более того, возмущаются, когда в салон заглядывает инспектор ГИБДД, чтобы оценить, не слишком ли тесно там хабаровчанам. 24—28 пассажиров — предел вместимости маршруток, но коммерсанты закрывают на это глаза. Поедут все, кто сумел втиснуться.
А поговорить
— А у тебя есть ГЛОНАСС?
— Есть. А что это?
Подобный диалог между инспектором ГИБДД и водителем-гастарбайтером в последнее время обычное дело. Приезжие из стран ближнего зарубежья все чаще оказываются за рулем пассажирского транспорта. Для собственников они отличное приобретение: соглашаются работать по 12 часов в сутки, не требуют высокой оплаты и социальных гарантий. Вот только редко кто из них что-либо знает о тревожной кнопке в автобусе, предусмотренной правилами безопасности и необходимой в случаях ДТП. Говорить о Правилах дорожного движения с некоторыми просто бессмысленно — не знают люди русского языка. И проверить невозможно, как они получали права, и в каких автошколах учились. Но запретить гастарбайтерам перевозить горожан нельзя — нет закона. Только отсутствие разрешения на работу может стать причиной отстранения их от управления транспортным средством. Никто не против людей, желающих выполнять тяжелую работу. Но не вопреки же российским правилам и законам.
Кстати:
По статистике службы наркоконтроля, ежегодно в Хабаровске задерживается 15 тысяч водителей в состоянии алкогольного опьянения и почти 1 000 — в состоянии наркотического.
В 2011 году ГИБДД по Хабаровскому краю было проведено 167 рейдов, проверено 4 468 автобусов, составлено 1 ние ПДД, запрещена эксплуатация 729 автобусов, составлено 235 административных протоколов на водителей за наруше 143 протокола на должностные лица.
Ольга ЧЕРВАКОВА,
Фото Александра СТУДЕНИКОВА