Темы номера
Вернуться в город, чтобы рассказать людям о природе, показать красоту простых вещей, — по такому принципу работает хабаровский художник Герман Палкин.
Наша справка:
Герман Палкин, член Союза художников с 1975 года.
Участник городских, краевых, региональных и российских выставок.
Работы художника хранятся в фондах государственных музеев Дальнего Востока: Дальневосточном художественном, Гродековском, картинной галерее им. Федотова, Комсомольском-на-Амуре музее изобразительных искусств, в частных коллекциях в России и за рубежом.
Иллюстрировал книги В. Арсеньева, А. Вальдю, А. Пассара, Н. Наволочкина, С. Кучеренко, Б. Копалыгина и др.
— Мы выезжаем на охоту, на рыбалку, на дачу, всегда с собой есть хотя бы клочок бумаги, чтобы суметь сделать набросок. Что-то выхватил: красивый кустик, пейзажик, полет уток на вираже — это самый волнительный момент для охотника. Потом возвращаемся домой, отсматриваем накопленный материал, отбираем, какие-то сюжеты ложатся в основу картин, какие-то так и остаются просто набросками, — говорит Герман Алексеевич.
«Мы» — это сам художник и его верный товарищ пес Хомка. Его озорная мордаха выглядывает с холстов Палкина. Вот фокстерьер отдыхает в тени, прислонившись к дереву. В шерсти и на носу запутались сорняки. Вот знакомая фигура затаилась под столом с завтраком. Фокс не просто друг и напарник на охоте, он помогает творить. Он всегда рядом: на этюдах, за работой над картинами. Сидит тихонько, не мешает, когда надо сосредоточиться — чувствует своего хозяина.
— Городские не слышали никогда таежной тишины, не любовались водопадами, не видели настоящей жизни, о которой знают охотники, рыбаки и геологи. Я в свое время вместе с геологической экспедицией прошагал по тайге, посмотрел край, по арсеньевским тропам прошелся. Потому мне и было легко делать иллюстрации к книге Арсеньева, — рассказывает художник. — Мне нравится осень, когда природа обманчива и в отражении воды, в тумане все меняется. Такие сюжеты надо писать акварелью — это трогательный и лиричный материал. Она растекается, и порой получается не так, как планировал, но эта особенность краски и восхищает. Мне нравится работать акварелью, она заставляет выкладываться. День-два обдумываешь картину, а затем надо за полчаса успеть написать, иначе бумага высохнет. Напряжение адское: закончишь писать, и сил уже нет никаких.
Своей самой главной акварелью Палкин считает «Поклоны осени», на которой в зябком осеннем тумане уныло опустили головы подсолнухи. Кстати, это не единственные персонажи, зарисованные им на даче. Самая строптивая натурщица, не дававшая покоя художнику на протяжении 30 лет, — черемуха возле дачного домика.
— Представляете, сколько я на нее смотрел и не мог никак придумать, как бы запечатлеть, — смеется Герман Алексеевич и достает картину, выполненную так же акварелью. — Многие известные российские художники писали черемуху, но получалась белая «колбаса». Я как-то пытался ее изобразить, старательно выписывал каждый цветочек, но сейчас даже не знаю, где эта работа. Потом догадался — черемуху надо писать, когда у нее распустились лишь два-три цветочка, а остальные еще в зеленом бутончике. Поставил веточки в чугунок и написал, получилась такая хорошая композиция. Ничего сложного не надо изобретать, я люблю писать простые вещи — через малое можно уметь видеть большое.
Из последних работ художник гордится своим полотном «Эскалатор времени». Эта картина еще не выставлялась, и читатели могут первыми увидеть ее. Задумка Германа Палкина — напомнить людям о знаковых для России фигурах, о тех, кого молодежь забывает в погоне за развлечениями и легкой жизнью.
По эскалатору вниз, туда, откуда уже не вернутся, спускаются писатель Виктор Астафьев, балерина Уланова, академик Сахаров, Окуджава, Никулин, Шукшин и Высоцкий. А по лестнице вверх тянет эскалатор подростка. И он даже не замечает, да и не хочет замечать тех, кто уходит…
— Для этой работы я отбирал личности, которые дороги и значимы для меня, — объясняет автор. — Виктор Астафьев мне очень близок: все его рассказы построены на деревенских сюжетах, про рыбалку и охоту. Сахаров здесь единственный не деятель культуры, но это человек эпохи! Он не боялся ничего! Его смелость поразительна, и она должна стать наукой для молодых. Конечно, великих людей, которые, к сожалению, уже ушли, гораздо больше. И даже в процессе работы над картиной мир покинули еще несколько значимых для страны людей. Насколько мне удалось передать этот разрыв между поколениями, пусть решат зрители. Я всегда прошу на выставке книгу отзывов, чтобы знать, какое мнение о моих работах у хабаровчан. Бывает, станет плохо, навалится тоска, откроешь книгу, почитаешь отзывы и понимаешь, что ты не зря живешь и работаешь.
Ирина ТРОЦЕНКО,
фото Александра СТУДЕНИКОВА