Темы номера
Бизнес оттачивает концепцию государственной миграционной политики России до 2025 года. Круглый стол на эту тему провело региональное отделение Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» в Хабаровске.
Молодцы, что приехали
Бытовавшее выражение «понаехали тут» пора менять на прямо противоположное — «молодцы, что приехали». Развитые страны начали нешуточную борьбу за мигрантов. Потенциал государств постсоветского пространства тает на глазах. На собственном рынке труда образовались дикие перекосы: вакансий много, а необходимого специалиста днем с огнем не найдешь.
Предприниматель Сергей Комаров не может набрать водителей для пассажирских перевозок. Казалось бы, в чем проблема? В крае числятся безработными 800 шоферов, половина в Хабаровске. Но водителей категории «Д» на рынке труда нет, их практически перестали готовить. Пришлось, как и в прежние годы, звать мигрантов. Предприниматель подает заявление на квоты, но неожиданно получает отказ. Бизнесмен недоумевает: все требования выполнял, никаких нарушений не было, почему впал в немилость комиссии? Подобная участь постигла и предприятие «Аванта», о чем на круглом столе сообщила представитель компании Елена Арефьева. Ответ один: используйте свои резервы.
Раскроем карты
Заговорили о кадровом голоде, о том, кому отвечать за складывающуюся ситуацию: одной системе предоставления квот, или вместе с предпринимательским сообществом?
Чиновники, имеющие прямое отношение к выдаче разрешений на мигрантов, предложили перевозчикам раскрыть карты: какая заработная плата предлагается иностранному водителю, каковы условия работы, социальной защиты и т.д. Ответа не получилось, одни воспоминания, мол, четыре года назад мигрант, водитель автобуса, получал тысячу рублей в день. Сколько сегодня — великая тайна. Предприниматели-перевозчики намекают, дескать, не можем повысить зарплату водителям из-за низкой стоимости проезда, надо экономить. Насколько это правомерно?
Водитель автобуса встает в пять утра и должен быть в хорошей форме до последнего полуночного рейса. Работа на износ, учитывая чехарду на дорогах, многочисленные пробки, низкую культуру участников движения и т.д. Если такой труд не привлекает своих специалистов, не стимулирует безработных шоферов переучиваться на высшую категорию, значит, корень проблемы в заработной плате. Вкалывать за гроши соглашаются лишь приезжие. Некоторые бизнесмены спят и видят возможность отнять у мигранта разрешение на работу и спрятать его в сейф. Но кто позволит это сделать? Для иностранца разрешение — главнейший документ, который должен быть всегда на руках. Думается, уважаемому предпринимательству дальше не стоит рассуждать о природной лености соотечественников, прикрываясь выгодой от найма бесправного таджика: не ропщет, не требует жилья, довольствуется малым, отправляя семье на родину сущие копейки.
Думай о Родине
Складывается впечатление, что мы не представляем масштаба катастрофы, которая может случиться, если не будем готовить свои кадры. Мигранты заканчиваются. В стране не менее 5 миллионов безработных, колоссальный резерв. Сложилось историческое притяжение к мигрантам Белоруссии и Украины. Молодые люди из этих стран образованы, экономически выгодны, этнически приемлемы. За многие десятилетия у нас переплелись и сложились крепкие семьи. Разумное использование этого потенциала принесет только выгоду.
Миграционная политика была и будет настроена на трудоустройство прежде всего своих жителей, на въезд соотечественников и профессионалов. Таковы интересы государства. Правда, есть и рациональные предложения: платить иностранцу столько же, сколько гражданину России, создавать нормальные условия труда, предоставлять жилье. В таком случае, предполагают специалисты, быстрее задействуем свой кадровый резерв, отобьем у бизнеса желание звать иностранцев. Возможно.
Мигрант из-под полы
Как отмечали участники круглого стола, существующая система распределения квот несовершенна. Кто с этим спорит? Но другой не станет, если бизнес не повернется к ней лицом. Судите сами. В минувшем году предпринимателям края выделялось 27 тысяч квот на иностранную рабочую силу. 6 тысяч остались невостребованными. Одни фирмы задыхались от нехватки специалистов, другие — придерживали квоты на всякий случай. Собравшиеся намекали: квотами торгуют из-под полы: гони энную сумму — получишь мигранта.
Как это стало возможным? Буквально за горло взяла проблема перераспределения невостребованных квот. Предприниматели, имеющие их в избытке, в упор не желают делиться с остро нуждающимися коллегами. Комиссии по выдаче разрешений порой в растерянности: предприниматели невнятно объясняют, для чего им нужны мигранты, не раскрывают кухню предприятий, не взаимодействуют с отраслями, которые способны реально оценить потребности в рабочей силе. Некоторые бизнес-структуры платят смешной налог на доходы физических лиц. На открытую электронную площадку по распределению квот предпринимателей не заманишь. В связи с этим участники круглого стола справедливо настаивали на использовании воспитательного ресурса общественных организаций.
Золотая середина
А как в других регионах? Политику распределения квот у нас зачисляют в административные барьеры для бизнеса, заметил представитель общественной организации «Опора России» в Амурской области Борис Белобородов. Квоты распределяются на глаз, без объяснения ограничений. Госпошлина не возвращается.
По словам заместителя начальника УФМС по Хабаровскому краю Александра Бронникова, государственная услуга оказывается независимо от результата и должна быть оплачена. Мол, добьетесь внесения в регламент соответствующей поправки — вернем деньги. Хотя бюджет на них, конечно, рассчитывал: за прошлый год должны были привлечь 400 млн руб., но третьей части этой суммы недополучили.
Участники круглого стола были единодушны: надо поднимать значимость трехсторонних соглашений: служба занятости — предприниматель — безработный. Многие проблемы снимутся. Другие предложения в концепцию государственной миграционной политики тоже заманчивые. К примеру, резерв квот для малого бизнеса должен составлять не менее 20%.
От липовых заявок предлагается отвадить следующим образом. Не позднее 1 августа текущего года предприниматель обязан подтвердить использование квоты или оформить отказ, в противном случае будет ограничен на будущий год. Уполномоченным органам предлагается до 1 сентября самовольно перераспределить неиспользуемые квоты. Прописан порядок возвращения пошлины. При разумной практике предприятие может избежать убытков, ведь плата за одного работника составляет 6 тысяч рублей.
В деловых, порой горячих спорах родились толковые, взвешенные предложения, суть которых — повысить миграционную привлекательность Дальнего Востока.
Петр МАЗУР