Темы номера
Из своих 80 лет, которые в эти дни отмечает Лариса Степановна Шетенко, медицине отдано почти 60.
А начиналось, как у всех студентов тех далеких пятидесятых годов прошлого столетия. Днем учеба, вечером подработка санитаркой. Боль и страдания больных только закалили юную Ларису. Она дала себе слово, что никогда не нарушит клятву Гиппократа.
Профессорша
После окончания института поехала на Сахалин, вместе с мужем, который получил назначение в маленький военный гарнизон поселка Озерск.
— У меня сразу не сложились отношения с главврачом, — говорит Лариса Степановна. — Я, может быть, в силу молодости, всякий раз пыталась доказать, что она не права. За что вскоре меня стал звать профессоршей. Да, я много читала специальной литературы, чтобы знать, как себя вести в той или иной ситуации.
Не испугалась Лариса Степановна, когда привезли в больницу молодую женщину после криминального аборта. Она позвонила в областной отдел здравоохранения, проконсультировалась. В итоге сделала все правильно, и жизнь пациентке спасла.
Через год Шетенко назначили главным врачом. Ей было всего 25 лет. За чуткость и внимание к людям, за профессионализм она пользовалась в Озерске доброй славой. Никогда и никому не отказывала: выходной или ночь — готова была помочь. Когда муж получил новое назначение, весь поселок пришел проводить своего доктора.
— Люди плакали, и я вместе с ними, — признается Лариса Степановна. — Я не чувствовала себя здесь временщиком, трудилась честно. Сумела даже новую больницу построить. Расставалась тяжело, как будто кусочек сердца там остался.
Возвращение в родной город
Ей хотелось работать в стационаре. В 11-й больнице главврач предложила попробовать в роли врача-диетолога.
— Запомнился первый рабочий день, — говорит Лариса Степановна. — Пришла на кухню, а повар мне предлагает сметанки, которая в магазинах была в дефиците, как, впрочем, и другие продукты. Я так взглянула на нее, что женщина пожалела о сказанном. Отвадила обедать в столовой тех врачей, которые ходили туда, как на свою кухню.
Принципиального и честного доктора сразу избрали профоргом. А через два года назначили заведующей поликлиникой. Работала увлеченно, коллектив всегда был на хорошем счету. К людям относилась тепло, но требовательно, ее уважали и любили. Казалось, больше перемен и не ожидалось. Но в мае 1971 года Ларису Степановну пригласили в горисполком и предложили возглавить горздавотдел. Она попыталась отказаться, выдвинув главный козырь — не справлюсь. Но… со своим коллективом все-таки пришлось распрощаться.
Три пятилетки в горздраве
Рассказывать об этих 15-и годах можно много. Начала Шетенко на новом месте с укрепления автохозяйства и обновления медицинского транспорта, которого в городе не хватало катастрофически. За два года построила гараж на 100 машин.
При ней достраивались 8-я и 10-я больницы, возводились «Микрохирургия глаза» и четвертый этаж ЛОР-больницы, поликлиника профосмотров, открывались детские кухни во всех районах города. Непросто все это давалось, в дефиците были стройматериалы и медицинское оборудование. Но Лариса Степановна не привыкла отступать перед трудностями. Хватало сил и на депутатскую работу.
Она не изменилась с годами, по-прежнему открыта и внимательна к людям.
— Жизнь состоялась,— убеждена Лариса Степановна. — Она была интересной, насыщенной, бойцовской. Мне не стыдно за свои дела.
Елена ЧЕРНИКОВА,
фото автора