Темы номера
Как совместить архитектурные достоинства города с максимальным комфортом для проживания? У кого на службе зодчие: у денежного мешка или идеи? Куда движется наша архитектура?
Архитектура на воле
Давно замечено, в творчестве зодчих встречается время. Века сошлись даже в окнах кабинета главного архитектора КГУП «Хабаровскгражданпроект» Николая Прокудина. В солнечных лучах над пятиэтажками, построенными в середине прошлого века, купаются симпатичные свечки «высоток». Накануне нового века архитектура вырвалась на волю. В зодчие стремились, как когда-то в космонавты. Все крупные технические вузы открыли факультеты. Сегодня в Хабаровске более ста проектных и дизайнерских организаций. По мнению Николая Николаевича, есть специалисты, обладающие талантом, без которого не может быть настоящего профессионала. Из сотни — десять самородков, чьими работами будут восторгаться поколения.
В девяностых годах многочисленная зодческая рать попала в непростую ситуацию. Представьте, талант вырвался на свободу, а домостроительные комбинаты легли набок. Металлическая опалубка была демонтирована и продана китайцам. Сохранилась лишь одна 121-я серия, которая модернизирована и позволяет вести массовую застройку.
Все дома равны?
За последнее время трижды менялся Градостроительный кодекс. Ажиотажный спрос предпринимательства на участки окончательно «приземлил» последний вариант. Бизнес почувствовал возможность собрать урожай с каждой сотки городской земли. Раньше, к примеру, на конкретном участке мог стоять только жилой дом. Ныне, выкупив землю, ее владелец волен выстроить торговый центр или офис. При этом желание заказчика и ответственность архитектора могут серьезно разойтись.
Бизнес «прижался» к центру и преобразил его. Улица Муравьева-Амурского, площади им. Ленина, Комсомольская, привокзальная... — новое лицо города, настоящий архитектурный прорыв! Но возможности центра не резиновые. Сети стонут от нагрузки. Более того, индивидуальный архитектурный стиль красной линии подчеркивает социальное расслоение общества. Для подавляющего большинства горожан купить квартиру в центре — заоблачная мечта. Париж и Лондон построили свои улицы по принципу «все дома равны». Лишь новые русские влепили в них дворцы, вообразив себя римскими сенаторами.
Комфорт — окраинам
По индивидуальным проектам в городе строится лишь половина домов, 40% — панельное домостроение. Такие здания растут как грибы и по-прежнему помогают решать жилищную проблему. Прямо на глазах поднялись микрорайоны на месте оврагов в районе «Дальэнергомаша», по улице Флегонтова, у Ореховой сопки. Большая перспектива у земельного участка по Воронежскому шоссе. Тысячу раз права администрация города, направляя усилия инвесторов на развитие Северного и Южного микрорайонов.
Вместе с Николаем Прокудиным раз-мышляем, могли ли архитекторы сороковых-пятидесятых годов прошлого века иначе спроектировать город, который в ту пору доходил лишь до дендрария? Вряд ли. В то время архитектура выполняла заказ общества. Полным ходом шло строительство заводов, а рядом с ними возводилось жилье. Так рождались поселок им. Горького, микрорайоны судостроителей, энергомашевцев. Разрозненные участки заполнял частный сектор. Южная часть города вовсе оказалась в ожерелье промышленных предприятий.
Практически пополам разрезала город Дальневосточная магистраль. Потребуются непростые решения по объединению транспортных потоков, расширению улиц. По мнению Николая Николаевича, городу, как воздух, нужна программа «Берег». Прилегающие к Амуру территории застроены настолько плотно, что к воде, кроме набережной, не выйти. Рано или поздно встанет вопрос о размещении на берегу Амура строений, обслуживающих только порт и отдых горожан.
Сети на потоке
Верится, когда-нибудь да сбудется мечта наших архитекторов и строителей: к участкам будут прокладываться магистральные сети, отсыпаться дороги — заходи, строй, подключайся к готовой инфраструктуре. В США это делает и несет затраты исключительно бизнес. Помнится, лет пять назад об этом с упоением рассказывала на коллегии при мэре города побывавшая в Штатах заместитель директора департамента архитектуры, строительства и землепользования Елена Телешова. Тогда это была мечта. Сегодня такой опыт кое-где лег на российскую почву.
Начальник отдела застройки городских территорий департамента архитектуры, строительства и землепользования Сергей Ващишин побывал в Сергиев-Посаде. В чистом поле нарезаны участки по 10 соток, пробиты дороги, подведены коммуникации: покупай и строй, российские законы позволяют.
В Хабаровске тоже есть небольшой опыт строительства инженерных коммуникаций к домам по ипотеке и молодежному жилью. Правда, на первых порах затраты грозили свести на нет доступность квадратных метров. В ситуацию пришлось вмешаться краевой власти. По мнению Сергея Андреевича Ващишина, компании, рискнувшей взяться за инфраструктуру, на первых порах нужны крупные финансовые средства, чтобы поставить дело на поток. Участки должны быть доступными для застройщиков, иначе не развернуться. Строить предстоит много. Город взял планку 365 тыс. кв. м в год. Такого результата не было за всю историю Хабаровска. По некоторым данным, чтобы обеспечить всех желающих горожан и приезжих новым жильем, его предстоит ввести более двух миллионов квадратных метров, практически поднять еще один такой город. Понадобятся новые дороги, транспортные развязки. Ясно, что на отметке «171 авто на тысячу горожан» Хабаровск не остановится. Архитекторы ломают голову над тем, как уйти от захлестывающих потоков транспорта сегодня и в будущем.
Строй до неба
Жизнь идет, но не дает покоя мысль: куда ведет нас архитектура, чей стиль исповедует — европейский или азиатский? На первый взгляд, мы ближе к европейцам, та же тяга к малоэтажной застройке. Проживая в небоскребе, англичанин мечтает о доме с калиткой и палисадником. Жители мегаполисов рвутся к природе. У нас в этом отношении преимущество: земли достаточно.
А с другой стороны, стремление решить извечную проблему жилья по доступной цене заставляет штамповать многоэтажки. Проблема невольно толкает нас на азиатский стиль, где мало земли. Первый заместитель руководителя префектуры Ниигаты, беседовавший с нашей делегацией, удивился, узнав, что площадь наших садовых участков доходит до 14 соток. Как шутливо выразился чиновник, в Японии клочок земли под домом дороже, чем все этажи до неба.
— Никуда не денешься, мы все-таки идем по азиатскому пути, — осторожно соглашается Николай Прокудин. — Так устроен наш человек: хочется жить в комфортной высотке, но непременно с калиткой и палисадником.
Петр МАЗУР,
фото Александра СТУДЕНИКОВА