Темы номера
— Для меня 15 февраля — это день встречи с друзьями. Скорее праздник, чем день печали и горечи, — удивил меня Станислав Штинов, участник боевых действий в Афганистане и Чечне, ныне начальник отдела авиации МЧС Дальнего Востока. — Понимаете, те, кто по-настоящему воевал, не очень хотят вспоминать пережитое. Это тяжело, а надо жить.
Станислав Штинов мечтал стать вертолетчиком с раннего детства. Дом, где он жил, находился рядом с трассовым радиоприводом, через который самолеты и вертолеты заходили на посадку. Особенно завораживали вертолеты, и когда машина шла низко, мальчишка бежал за ними, пытаясь догнать. Естественно, в выборе профессии он не колебался, и с трехлетнего возраста точно знал, что станет только вертолетчиком! После окончания в 1983 году средней школы в поселке Волочаевка-2 Станислав поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище.
После окончания училища молодого офицера распределили в Западную группу войск, в Чехословакию, но он настоял, чтобы его направили в Краснознаменный Дальневосточный военный округ. С удивлением, но его просьбу удовлетворили, и он попал служить в легендарный, «первый вертолетный полк» недалеко от Хабаровска. Молодых пилотов практически сразу стали готовить к командировке в Афганистан.
Свой интернациональный долг Станислав Штинов выполнял с сентября 1988 года по январь 1989-го на авиабазе Шинданд. В это время проходил второй этап вывода советских войск из Афганистана.
Вертолетчики, в основном проводили воздушную разведку местности, чтобы исключить скопление и перемещение бандформирований в районе авиабазы. Периодически приходилось уничтожать душманские караваны с оружием, пресекать обстрелы аэродрома реактивными снарядами.
Станислав Штинов с боевыми товарищами сопровождал колонны уходящих в сторону границы с Советским Союзом войск и колонн из нашей страны с продовольствием, топливом и другими грузами для афганцев. Кроме того, выполняли задачи по прикрытию взлетающих и заходящих на посадку самолетов-истребителей, бомбардировщиков, «почтовиков» и «Черных тюльпанов». Полеты приходилось выполнять практически каждый день и даже ночью.
За это офицер Штинов был награжден медалью «За боевые заслуги».
После возвращения из Афганистана прошел ступени профессионального роста от летчика-штурмана до командира вертолетного звена, военного летчика первого класса. А в июле 1996 года в составе сводного вертолетного волка ДВО его направили командиром авиазвена в Чеченскую Республику.
— Чеченская война для меня оказалась настоящим шоком и потрясением! По сравнению с войной в Афганистане это была просто бойня и мясорубка, — признается Станислав.
В Чечне он находился с 8 июля по 10 сентября 1996 года, совершил 273 боевых вылетов. Побывал во многих передрягах, но один день запомнил на всю жизнь, когда 31 июля 1996 года эвакуировал под обстрелом экипаж подбитого вертолета. За этот вылет и за выполнение других задач Станислав Штинов был награжден Орденом Мужества.
После возвращения с очередной войны, продолжая служить, Станислав Борисович помогал своим боевым товарищам адаптироваться к мирной жизни. Стал заниматься общественной работой, поддерживать ветеранов боевых действий, их семьи, родственников погибших. В 1998 году перевелся на Хабаровский авиационный ремонтный завод военным летчиком-испытателем. В 2000 году, когда завод стал гражданским предприятием, он продолжил здесь трудиться.
В 2009 году его пригласили испытать свои силы в другой ипостаси — попробовать себя в роли воздушного спасателя, командиром вертолетного звена авиационно-спасательного центра МЧС России в Хабаровске. Жизнь продолжается, и он уверен, что еще многое успеет сделать.
У Станислава Штинова пятеро детей. Две красавицы-дочурки, Юля и Полинка, и трое сыновей-богатырей, Артем, Богдан и Матвей.
— Он все успевает. Настоящий орел, — шутят его друзья, которых у него очень много и как он сам заметил, без которых он не прошел бы и половины этого нелегкого и тернистого пути.
Ольга ЧЕХОВА