Ешь макароны, рябчиков жуй..., или Как мы плодим бедность?
logo

Темы номера

Ешь макароны, рябчиков жуй..., или Как мы плодим бедность?

Кандидаты в президенты страны подняли проблему на предвыборный щит, приводят цифры, судя по которым, бедных в стране от 13 до 30%. Сколько точно — похоже, никто не знает. Можно привести немало убедительных цифр, пустить слезу, а лучше сесть и задуматься: как, почему и где мы плодим бедность?

Акция в дырявом кармане

На горизонте новая приватизация, которую решено провести в короткие сроки и по невысоким ценам. Миллиардеры потирают руки. Некоторые из них покупают государственные предприятия, находят на них массу лишних ртов, быстро наводят порядок и перепродают втридорога. Если государство защищает работника, то частник не церемонится: за ворота.

Недавно социологи заглянули на одно из приватизированных крупных предприятий города и опросили рабочих, как им живется. Ответы 92 человек наводят на размышления. Подавляющее большинство (69,6%) оценивают свое благосостояние как среднее, 28,3% — ниже прожиточного минимума. 47,8% рабочих не представляют, что будет с предприятием через месяц, тем более через год, 22,7% — не имеют надежды на стабильную работу. Только один из пяти высказал оптимистическую точку зрения: есть проблемы, но есть и будущее.

Не грех присмотреться в этом отношении к опыту соседей. Государственные предприятия, которые дают прибыль, кормят работающих, их семьи, в Китае трогать не стали. Параллельно строится новая экономика. Неэффективные заводы и фабрики приватизируются осторожно, поштучно.

С локомотивом мимо нужды

В практику приватизации просится механизм, способный повернуть процесс в русло взрывного развития малого и среднего бизнеса. Во всем мире он двигает экономику, является ее основой, создает благополучие работающим, сужает рамки бедности. В нашей стране доля малого предпринимательства более чем скромная — 10—15%. Правда, Хабаровск на высокой планке — около 40%. Для поддержки малого бизнеса город делает все возможное и невозможное, начиная с льготной аренды и заканчивая частичной оплатой процентов по кредитам на развитие. Открыт максимальный доступ «малышам» к муниципальному заказу. Других полномочий у муниципалитета нет.

По словам председателя краевого отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергея Мазунина, его организация горой за то, чтобы поменять схему движения средств и заинтересовать муниципалитеты в развитии бизнеса. Сегодня налоги идут в федеральный бюджет, затем возвращаются в виде дотаций, а должны оставаться в муниципалитетах.

По данным социологов, 85% предпринимателей считают, что резервов для повышения налогового бремени без ущерба для прозрачности бизнеса больше нет. Если в ближайшее время в налоговой политике ничего не изменится, наступит повальный уход в серые схемы. Напомним, примерно миллиард рублей крутится в теневой экономике города. Серые схемы усугубляют проблему бедности.

Прогноз на завтра

Пытаясь спрогнозировать рост зарплат, эксперты впервые за последние несколько лет зашли в тупик. Из 28% предпринимателей «выдавили», что повышение или индексация зарплаты планируются, 31% ответили, что ничего подобного не предвидится, остальные промолчали. Напомним, в скандинавских странах существует четкое правило: ежегодно государство законодательно закладывает каждой отрасли уровень зарплат.

Наши люди заметили, что после кризиса предприниматели стали прижимистее, мол, не нравится зарплата, возьму мигрантов. Если женщине за 45, а мужчине за 50, фирма дает таким от ворот поворот. Для сравнения: в Европе экономически активным давно считается население в возрасте до 72 лет, а потенциал 50—60-летних работников не подвергается сомнению. Наемная дискриминация ведет к бедности.

Интересный опыт решения данной проблемы есть на мебельной фабрике «Династия». Здесь нет мигрантов, зато действует учебное производство. Примут, как говорится, и молодого и седого, обучат, положат достойную зарплату, но есть условие: болей за дело, за производство, выкладывайся на все сто. Директор фабрики Геннадий Саксонин ездил на потрепанной «японке», пока не создал достойных условий для работающих. Сегодня производство расширяется.

Олигарх в палатке

Но таких предпринимателей, к великому сожалению, не так много. Сегодня даже владелец захудалой палатки мечтает жить, как олигарх. На чем он экономит в первую очередь? Конечно, на зарплате наемных работников. Простые люди еще два года назад стали отмечать, что переходят на более дешевые продукты. В авоське появилось больше макарон. Торговые сети подтверждают: рост на 20 процентов. На ура идут дешевые рожки, «Доширак», рис, мука, крупа, консервы.

Продавщица гастронома Алла Савина подтвердила: покупателей сыров, колбас, мясных и молочных изделий стало в этом году меньше процентов на 20—25. При мне за счет владелицы торговой точки она отпускала одиноким старушкам по литровому пакету молока. Таких подопечных у отдела пятеро.

Пожилая собеседница Анна Илларионовна на судьбу не ропщет, а считает, что получено нечто большее, мол, ни одно поколение граждан не жило в такой стабильности и благополучии. Войны, теракты, твоего сына или мужа могли послать на пылающий Кавказ... За 15 лет зарплаты выросли от 40 до 400 долларов, и это воспринимается как благо. Вот такие мы бедные, умеющие ценить сделанное и возможности. Грех не помочь подняться на вершину благополучия этим людям. Но предприниматель — человек требовательный к себе и другим.

Не кивай на государство

Бывший сослуживец Виталий Шумаков, по профессии элетромонтер, а ныне предприниматель, от души помогает сиротам, по природе юморист и любит повторять: «ешь макароны, рябчиков жуй…» К чему бы это?

— Понимаешь,— откровенничает он, — Чтобы открыть свое дело, я вкалывал на трех работах. Ты мне хоть кол на голове теши, своего мнения не изменю: российская бедность — от лени. Мне попадались «помощнички», которым в жизни ничего не надо. Они не горят в работе, даже не тлеют, они разучились напрягаться. Дай здоровому бугаю мизерное пособие — он будет сидеть дома. А мы его зачисляем в бедные, грозим государству пальчиком, дескать, не заботишься. А надо бы не трясти воздух, а разделить: государству — государево, а кесарю — кесарево. Не хочешь вкалывать или работаешь вполсилы — ешь макароны; сделал себя великим трудом состоятельным, помнишь, как у Владимира Маяковского, — рябчиков жуй. Одним словом, те, кто может работать, должны позаботиться о себе сами, и нечего кивать на государство.

Все, с кем удалось побеседовать, убеждены: если нашему бизнесу предоставить все условия для роста — бедность отступит.

Петр МАЗУР,

фото Олега НАГОВИЦЫНА



Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)