Темы номера
Генеральный план Хабаровска — важнейший документ города. По нему, как по линиям на ладони, можно узнать наше общее будущее. Но если линии на руке даны нам раз и навсегда, то схема городской застройки с течением жизни меняется.
Обсудили сообща
Любые изменения в этом важном документе обсуждаются «всем миром», и участвовать в процедуре может любой желающий. Публичные слушания по новому проекту изменений в генеральный план Хабаровска прошли в минувшую среду.
Здесь решалась судьба целого ряда территориальных изменений в схеме застройки. Несколько предприятий рассчитывают извлечь из них хозяйственную пользу. «Хабаровский бройлер» планирует объединить разрозненные производственные площади, МУП «Водоканал» — узаконить зоны санитарной охраны источников водоснабжения, садовое товарищество «Чайка» на Большом Уссурийском острове планирует привести в порядок границы участков, без чего оно не может официально зарегистрироваться, а производственным цехам на территории бывшего «Дальдизеля» нужен общий подъезд, без которого сложно работать, и т.д.
Изменения вносятся в генплан Хабаровска нечасто, но и не так уж редко. Однако если говорить о его образе в целом, то кардинальных перемен не предвидится.
Моя хата — с краю
— О чем уже сейчас можно говорить, так это о новых жилых микрорайонах, шестом и седьмом, в районе улицы Трехгорной и Воронежского шоссе, — говорит начальник отдела департамента архитектуры, строительства и землепользования городской администрации Ирина Соловьева. — Проектирование уже ведется, но строительство откладывается до поступления воды из Тунгусского месторождения.
Много жилья построят в Железнодорожном округе, а вот в Центральном и Южном, по словам архитекторов, свободных территорий практически не осталось. Впрочем, генеральным планом предусмотрена застройка территорий, занятых аэропортом ДОСААФ и военным аэродромом. Возведение индивидуальных домов продолжится повсеместно, но в основном на окраинах.
На 70 тысяч больше!
В далеком будущем в Хабаровске предстоит обеспечить жильем 70 тысяч человек. Именно такое число жителей, согласно существующим нормативам, прибавится в дальневосточной столице к 2030 году, а общее число жителей составит 650 тысяч человек.
Конечно, вовсе не значит, что столько людей будет проживать в Хабаровске в действительности. Но в генеральном плане заложена стратегия развития, которая включает важнейшие составляющие жизни горожан — экономику, инфраструктуру, экологию, социалку. Все эти стороны развития определяются программами, в том числе и федеральными. Вот почему один из важнейших документов города должен соответствовать прогнозам и планам всех уровней власти.
Почему речь идет именно о 2030 годе?
— Последняя серьезная корректировка генерального плана произошла в 2006 году, — говорит Ирина Соловьева. — Тогда он был утвержден на срок до 2025 года. Но сейчас проектировщики предлагают отодвинуть сроки реализации проектных решений еще дальше — до 2030 года.
Важно, что в документе обозначены не только городские, но и краевые и государственные объекты. На судьбе всех элементов главной схемы города могут сказаться все ныне действующие программы развития региона, а их немало. Словом, генплан мог бы послужить прекрасным «наглядным пособием» на лекции о будущем Хабаровска. Хотя, честно признаться, реальные объемы документа далеко выходят за пределы учебного плаката. «Если сложить все карты генплана Хабаровска, получится полотно огромной площади!» — говорит Ирина Соловьева.
Кстати, это только сегодня на генеральный план родного города может взглянуть любой желающий, а раньше он был совершенно секретным документом и хранился в секретной части. Правда, и сейчас есть в нем места, недоступные для широкой публики.
Границы на замке
Последнее время много разговоров о расширении границ Москвы. Хорошо ли, плохо ли это для жителей столицы? А вот хабаровчан похожие перспективы не ожидают — город намерен сохранить ныне существующие пределы. В свое время к нему официально присоединили два поселка: в 50‑х годах — Красную Речку, а в 80‑х — Березовку. Но, похоже, на этом разрастание краевого центра завершилось.
— Специалисты считают, что в расширении нет резона, — говорит Ирина Соловьева. — Вместо присоединения новых территорий практикуется открытая схема расселения, когда человек поселяется совсем недалеко от границ города, допустим, в Тополево, а работает в Хабаровске. Вроде официально и не хабаровчанин, а в то же время чувствует себя таковым.
Долгий ящик
Внешность генплана меняется не только из-за жилищной застройки, но и благодаря хозяйственной деятельности. Или бездействию, которое случается порой по объективным причинам. Именно из-за этого с лица города исчез такой гигант местной промышленности, как завод имени Кирова. «Дальэнергомаш» все больше врастает в зону общественной застройки, а на территории «Дальдизеля» вместо завода — множество разномастных предприятий.
Надо сказать, что процесс согласования изменений очень сложный и длительный. Шутка ли, более 60 различных структур участвуют в согласовании малейшего изменения! А если речь идет о федеральном объекте, то процедура становится еще серьезней. Общественные слушания — это лишь одна ступенька на пути к цели для тех, кто надеется на перемены в судьбе.
Из истории
Первый план Хабаровки был выполнен в 1864 году областным землемером М. Любенским. Идея центрального ядра города сохранилась до нашего времени. Второй план появился в 1880 году, третий — в 1893‑м. Оба они продолжали концепцию расширения поселения вдоль реки и вглубь от берега.
Первый генеральный план застройки утвержден президиумом Хабаровского горсовета в 1932 году. Далее документ регулярно менялся и дополнялся. В 1955 году началось поквартальное планирование города. В 1956 году в черту Хабаровска включен поселок Красная Речка. В 1962 году утвержден проект планировки Северного жилого района.
В 1967 году утвержден новый генеральный план, разработанный ленинградскими проектировщиками. Действующий генплан появился на свет в 1992 году, а в 2006-м он был изменен и дополнен.
Марина БУЛДЫГЕРОВА,
фото Дмитрия ПЕРЕГУДОВА