Темы номера
Во время визита на Хабаровский нефтеперерабатывающий завод городские депутаты не только познакомились с современными технологиями переработки нефти, но и получили ответы на интересующие вопросы.
Плюсы реконструкции
Основанный еще в 1930 году ХНПЗ по праву считается градообразующим предприятием, а его ежегодные отчисления в бюджетную систему страны сопоставимы с бюджетом Хабаровска. И, как сообщил председатель комитета городской думы по бюджету, финансам и экономическому развитию Валерий Казаченко, в краевом центре порядка 350 тысяч работающих, которые платят налоги. Так вот годовые отчисления за одного такого жителя составляют в среднем 20 тыс. руб., в то время как на каждого работника ХНПЗ приходится почти 55 тыс. руб. обязательных отчислений.
— Если бы все хабаровские предприятия платили такую зарплату, мы бы жили весьма достойно, — заметил Валерий Павлович. — При этом завод развивается и наращивает объемы переработки. Если в начале этого века достижением были 2,1 млн тонн нефти, то в прошлом году через заводские установки прошло 4,2 млн тонн. И это не предел: после завершения реконструкции предприятие нацелено на 6 млн тонн в год.
По дороге на предприятие глава думского комитета также вспомнил, что еще 30—40 лет назад пассажиры трамвая № 5 вынуждены были задерживать дыхание в районе остановки «Забайкальская» из-за царящего там запаха сероводорода, а сегодня жители прилегающего к заводу микрорайона никаких неудобств не испытывают.
Кстати
Продукция ХНПЗ составляет практически 40 процентов дальневосточного рынка.
Дорогие кредиты
Встретил гостей генеральный директор ХНПЗ Сергей Скуридин. Он подчеркнул, что всегда открыт для сотрудничества, и честно ответил на вопросы депутатов.
— Почему стоимость нефти на мировом рынке падает, а цена бензина в России, в отличие от других стран, продолжает расти? — озвучил Валерий Казаченко вопрос, который крутился на языке у каждого.
— Когда в начале 2000-х мы затеяли реконструкцию, то брали кредиты в валюте и отдаем в ней же, — объяснил Сергей Николаевич. — Курс доллара и евро с тех пор вырос больше чем в два раза. В итоге мы оказались загнаны в угол, спасибо еще банкам, которые относятся к нашей ситуации с пониманием. Несмотря на трудности, на предприятии нет задержки заработной платы, все налоговые и прочие отчисления мы производим своевременно и в полном объеме, социальные программы выполняем.
— А как вы поддерживаете своих сотрудников? — поинтересовалась депутат Изабэлла Прошина.
— У нас есть санатории, куда мы отправляем работников, для детей заводчан загородный оздоровительный лагерь и детский сад, кстати, в нем сейчас выполняется ремонт, — сообщил директор. — Есть у нас целевая подготовка специалистов, некоторым обучающимся выплачиваем стипендии, да и на заводе организовано обучение силами сотрудников. Помогаем ветеранам и пенсионерам, в заводском ДК проходит масса всевозможных мероприятий, и в этом мы тесно взаимодействуем с комитетом по управлению Кировским районом.
— Любопытно, а какой процент нефти превращается в полезный продукт? — продолжили брифинг депутаты.
— Глубина переработки нефти сегодня 76 процентов, но в ближайших планах показатель 96—97 процентов, — сказал Сергей Скуридлин. — Большие средства вкладываем в природоохранные мероприятия.
А факел где?
Попрощавшись с директором, депутаты отправились на экскурсию по территории ХНПЗ, которую провел главный технолог завода Роман Пак.
В его рассказе было много профессионализмов, но все же народные избранники поняли, что прежде чем отправить на переработку нефть, которая, кстати, с прошлого года поступает на завод по трубопроводу, ее очищают от солей и воды. А в линейке готовых продуктов более 30 наименований, в том числе бензины, газ, самолетное и судовое, дизельное (летнее, зимнее и арктическое) топливо и мазут. Специальная установка позволяет из сероводорода, который ранее утилизировался путем сжигания, производить гранулированную серу. У нее широкий спектр применения, к примеру, при производстве резины, асфальта и прочего.
— А где отличительный знак ХНПЗ? — удивились депутаты, не увидев знаменитый заводской факел.
— Более двух лет назад мы ввели в эксплуатацию факельную установку закрытого типа, — объяснил главный технолог. — Это полый цилиндр, в котором расположено 14 факельных ступеней, что позволяет практически полностью сжигать газы, оставшиеся после переработки нефти. Это особенно актуально для предприятий, находящихся в городе. На старой установке сегодня горит только дежурная форсунка.
— Кто может стать работником завода? Какое требуется образование? — поинтересовались представители молодежной палаты при городской думе.
И в ответ услышали, что специалистов готовят как средние специальные учреждения Хабаровска, так и высшие, а операторов технологических установок обучают сами, без отрыва от производства. Приезжают специалисты и из иркутского политена, а вот молодежь, отправившаяся учиться в Москву, на родной завод, увы, не возвращаются.
Также депутаты узнали, что на ХНПЗ одна из самых мощных на Дальнем Востоке химических лабораторий, увидели готовящуюся к сдаче эстакаду налива. А завершилось знакомство с работой предприятия в операторной бункерного типа, откуда ведется управление всеми производственными процессами.
— Мы специально запланировали выезд комитета на ХНПЗ, — подытожил Валерий Казаченко. — Депутаты должны больше знать о реконструкции, четко представлять ситуацию на заводе и поддерживать продукцию, выпускаемую нашим предприятием. Я призываю всех переходить на топливо класса Евро 5, характеризующееся высокой степенью очистки и безопасностью для окружающей среды.
Нина ЖИГУНОВА, фото Александра СТУДЕНИКОВА