Темы номера
25 лет назад, в июне 1991 года, россияне выбрали первого президента РСФСР. То событие стало одним из краеугольных камней, подтолкнувших Советский Союз к распаду и определивших путь новой России.
Первые демократические выборы отличались от последующих. В 1991 году чувствовалось, насколько граждане переживали за будущее страны, а политики, редкий случай, говорили с народом и действительно боролись за голоса избирателей.
— Люди были очень активны, — рассказывает Нина Булычева, с начала 1980-х по нынешнее время председатель избирательной комиссии № 78 Индустриального района Хабаровска. — Все делились мнениями, проводили акции, митинги, спорили, зачастую на повышенных тонах. Безразличных не было!
Урны для голосования собирали в мастерской, учет избирателей вели вручную — обходили дома, составляли списки. 12 июня участки работали с 7 утра до 22 вечера. Народ старания оценил — такой явки (более 60 процентов) мы после этого не видели.
Проголосовать стремились все. В Смидовичском районе Хабаровского края в избирательную комиссию позвонили из милиции: селяне, находящиеся в СИЗО, требовали, чтобы им дали возможность проголосовать.
Администратор страны Рыжков
На выборах 1991 года велась борьба не столько политических фигур, сколько двух систем: коммунистической и демократической.
В ринг от «красного» угла вышел бывший председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков. Экс-премьер дистанцировался от КПСС, чтобы весь негатив россиян, который они выливали на партию, не ассоциировался с ним. Он выдвинулся на выборы как «пенсионер», развернув для этого сотни агитационных пунктов по всей России и набрав сто тысяч необходимых подписей за несколько недель. Маневр не удался — люди по-прежнему считали его вторым лицом в стране после Горбачева и отказывались верить коммунистам.
На этот счет активно выступали в прессе хабаровчане:
«Он пять лет был премьером и загнал страну в тупик! Зачем он нужен? Затянет Россию обратно в болото», — возмущалась гражданка Г. Кузнецова. «Очевидно, президентство ему нужно, чтобы обеспечить благами партийные кадры. Голосуя за Рыжкова, мы готовим несчастную судьбу для республики и жалкое прозябание себе и своим детям», — вторил ей П. Черевко.
Не добавляла популярности Рыжкову и предвыборная программа. Он сразу дал понять: главная цель — сохранить СССР, сохранить социалистический уклад жизни, лишь слегка приукрасив его. Рыжков обещал разворот к рыночной экономике. Он хотел создать условия, чтобы государственные предприятия, колхозы и совхозы мирно сосуществовали с частным бизнесом. Ничего не напоминает? Верно — нынешний Китай.
Многие мероприятия в поддержку бывшего премьера проводились по указке сверху. В Хабаровске несколько трудовых коллективов писали жалобы, что их заставляют голосовать за Николая Ивановича. Показательны случаи в воинских частях Хабаровска, где командование напрямую приказало солдатам выбрать экс-премьера. За Рыжкова стояла номенклатура, и административная машина работала на все сто. Правда, большая часть агитационных материалов была выполнена топорно, с приевшимися советскими лозунгами. Поэтому работа штаба Рыжкова дала, по сути, обратный эффект — народ отвернулся от «пенсионера».
Третий номер «темной лошадки»
В выборах участвовали шесть кандидатов и шесть вице-президентов в связке с ними. Но расплывчатые политические позиции, отсутствие четкой риторики сделали Амана Тулеева, Вадима Бакатина и Альберта Макашова аутсайдерами гонки. То, что они претендовали на пост президента РСФСР, сейчас помнят разве что историки.
Владимир Жириновский — единственный, кому удалось заявить о себе во всеуслышание.
Выборы 1991 года стали блестящим дебютом молодого политика. Лидер ЛДПР (тогда еще ЛДПСС) своими эксцентричными выходками и заявлениями — «Если я не выиграю выборы, Россия остановится в развитии» — перетянул на себя часть электората. Он был темной лошадкой, поэтому никто не воспринимал его в серьез.
— Утром мы шли на заседание, Жириновский уже стоял у дверей и громогласно выкрикивал свои лозунги, — рассказывает почетный гражданин Хабаровска Николай Данилюк, в те годы народный депутат Верховного СССР, председатель краевого Совета народных депутатов. — В обед та же картина, вечером возвращаемся — он на месте — вещает о переменах, аж слюна летит.
В конце мая независимый центр социальных исследований «Россика» провел опрос жителей Москвы, Ельцин получил 68,3 процента голосов, Рыжков — 9,5, Жириновскому отдавали всего… 0,7 процента! Тем неожиданнее стало его итоговое третье место. Кто ж знал тогда, что Владимир Вольфович пришел надолго и еще пять раз попытается сесть в президентское кресло.
«Полярный» всем кандидат
Тысячные митинги в Москве, народ, визжащий при виде его фигуры — людей словно охватило массовое помешательство. В 1991 году популярнее Бориса Ельцина не было политика в стране, а то и в мире. Председатель Верховного совета РСФСР, бросивший вызов Михаил Горбачеву, ассоциировался у людей со светлым будущим. Хабаровчане буквально завалили письмами редакции местных газет: «Кто не хочет жить на карточках, голосуйте за Ельцина!»; «Он прораб всего нового, живущий интересами людей»; «Борис Николаевич спасет Россию! Мы хотим строить капитализм, в котором каждый будет счастлив». Народные депутаты от Хабаровского края тоже прониклись идеями демократов. В. Чернов утверждал: «В силу сложившихся обстоятельств — Ельцин единственная фигура», А. Вялков заявлял: «Президентом предпочитаю видеть Ельцина за его неуклонный курс на возрождение России». «Ельцин, полагаю, пользуется доверием народа, а это главное», — резюмировал К. Евтушенко.
В конце мая и начале июня 1991-го Борис Николаевич активно ездит по стране. Он побывал везде, от Заполярья до Владивостока. Один из ближайших соратников Ельцина Геннадий Барбулис вспоминает, как будущего президента встречали на Кузбассе. Уставшие от пустых обещаний демократов и коммунистов люди собирались жестко поговорить с кандидатом. Ельцину даже предложили отказаться от поездки, но он вышел к собравшимся и в разговоре на повышенных тонах переломил своей энергией жестких сибирских мужиков. Встреча закончилась массовым братанием.
Агитационный штаб Ельцина бил по всем фронтам. Например, в вице-президенты Борис Николаевич взял Александра Руцкого, героя-летчика Афганской войны. Популистские лозунги отлично работали в стране, не привыкшей к подобным способам ведения политической борьбы.
«…чрезвычайно силен в разрушении»
С идеями демократов по радикальному перестроению жизни в стране соглашались далеко не все. В Кремле хватало противников будущего президента.
— В Верховном совете были толковые людей, но нашлись и баламуты, — говорит Николай Данилюк. — Многие из них, переметнувшись в комкнду Ельцина, сжигали партийные билеты. Как-то эта братия пришла ко мне в кабинет, поздно вечером. Решили повоспитывать: мол, ведешь себя неправильно. Я их спрашиваю: объясните, что вы хотите сделать в этой стране? Они привели в пример Англию. Дескать, там были пираты, которые грабили и убивали людей, но зато потом они разбогатели и стали элитой. Я спросил: чего же вы хотите? Отвечают: «Надо, чтобы в России появились богатые люди. Неважно как — пусть даже воруют, но будут вкладываться в страну».
Спустя много лет после тех событий Николай Рыжков говорил: «Я прекрасно понимал, что не одержу победу над Ельциным. Выиграть у него в то время было невозможно. Но я шел на выборы, чтобы рассказать людям, что Ельцин и его команда одурачили народ. Они обещали рай через 500 дней. А люди всегда верят в красивые сказки. Должен был кто-то попытаться им объяснить, что через эти 500 дней будет только хуже. Что люди только потеряют. Хотя я даже сам не все представлял тогда — сколько они потеряют. Ельцина знал очень давно, с 1968 года, мы же из одного города. Он — человек своеобразный. Хотя и строитель, но был чрезвычайно силен в разрушении. Надо отдать должное его редкому таланту раскачать любую структуру. Вся его энергия была направлена на разрушение чего-либо устойчивого. Он проявил себя в разрушении СССР, а вот в качестве созидателя новой России, на мой взгляд, не вышел. Ельцин почти не разбирался в экономике, но это не мешало ему рваться к власти, не останавливаясь ни перед чем. Любил он власть, любил творить перемены, не думая об их последствиях».
Многие уже после того, как спала эйфория и началась «шоковая терапия» девяностых, отмечали, что Ельцин был символом, своеобразным флагом обновления, за спиной которого стояли реальные зачинщики происходящего. Кто это был: ближайшие соратники, будущие олигархи, зарубежные агенты? Но они грамотно подали людям «радикального демократа», народ наживку проглотил. Борис Ельцин получил на выборах 57,3 процента голосов россиян и одержал решительную победу.
Кстати
Парад суверенитетов, развал экономики, дефицит всего, продукты по карточкам, политический кризис. Народ разочаровался в Михаиле Горбачеве, КПСС стремительно сдавала позиции. Такова была обстановка в великой стране СССР в начале 1990-х.
Подготовку и избирательную кампанию кандидаты провели всего за три весенних месяца. Никогда выборы такой важности не проводились в столь сжатые сроки.
В Хабаровске 65,9 процента горожан отдали свой голос Борису Ельцину, Рыжков получил 16,1 процента, Жириновский — 4,62.
Главу страны выбирали сроком на пять лет. В 1993-м пребывание на должности уменьшили до четырех лет, но действовать эта поправка начала только после 1996 года.
Подготовил Михаил КОНДРАТЬЕВ