Жизнь бех барьеров. Дай лапу, компаньон!
logo

Темы номера

Жизнь бех барьеров. Дай лапу, компаньон!

Все мы с детства знаем, что собака — верный друг человека. Но есть люди, для которых эти четвероногие заменяют еще утраченную возможность видеть и делают их жизнь лучше.

От обычных домашних любимцев их отличает не только шлейка со значком «Собака-поводырь», но и призвание ежедневно сопровождать своего хозяина и предостерегать его от опасностей в пути.

И на кошек ноль внимания

Золотистый ретривер Зотти прилетел в Хабаровск со своей хозяйкой Евгенией Сосновской минувшей осенью. Они встретились в подмосковном поселке Купавна, где находится Всероссийская школа собак-проводников. Оказывается, чтобы получить напарника, нужно пройти двухнедельное обучение и сдать экзамен на совместимость.

— Он стремится угождать, быть полезным человеку, поэтому у меня проблем с Зотти не возникло, — вспоминает Евгения. — Сейчас мы продолжаем учиться, знакомиться с городом.

Начинающий проводник, как отмечает хозяйка, схватывает все на лету. Зотти с первого раза запоминает все светофоры на пути Евгении, уже выучил маршруты до аптеки, магазинов, библиотеки и пр. Собаке достаточно услышать короткую заученную команду, например «Вперед, продуктовый», и она будто по навигатору проложит безопасный путь в пункт Б.

Кстати, ни кошки, ни другие собаки, ни громкие звуки такого пса не смогут отвлечь от его миссии.

— У нас рядом с домом школа, около нее всегда много детей, которым интересно пообщаться, — рассказывает хозяйка Зотти. — И ему они нравятся, но Зотти знает: когда на нем шлейка, он на работе, отвлекаться нельзя. Отдых, конечно, тоже полагается. Я переодеваю его в обычный поводок, и тогда он может порезвиться.

Евгения уже имела опыт работы с собаками-поводырями. С прежним другом по кличке Задор они были вместе десять лет.

— К сожалению, он умер от онкологического заболевания, — говорит Евгения. — Я очень тяжело переживала утрату, думала, что больше не отважусь на приобретение собаки. Но все же они для нас лучшие помощники. Когда Задора не стало, я столько преград на пути встретила. А с ним и знать не знала, что здесь яма, а там арматура торчит.

О проблемах

Несмотря на признанную во всем мире эффективность собак-поводырей, встретить их на улицах Хабаровска непросто.

— Сейчас у нас в городе только три лабрадора-проводника, — рассказывает Марина Лысенко, председатель Хабаровской местной общественной организации «Всероссийское общество слепых». — Могло быть и больше, ведь тотально слепые люди имеют право получить собаку-поводыря бесплатно. Но, к сожалению, на практике возникает немало трудностей.

Например, ступеньки в хабаровских автобусах преимущественно слишком высоки для собак. Животные могут только запрыгнуть в салон, а на шлейке это невозможно.

— Но мы работаем над этим, я помогаю Зотти преодолеть страх, — объясняет Евгения Сосновская. — Он, конечно, переживает свои неудачи, но я его всячески подбадриваю.

В России на содержание собак-поводырей предусмотрена ежегодная компенсация в размере около 20 тыс. руб. Однако, по словам Марины Лысенко, хабаровское отделение ФСС ее выплаты часто задерживает.

— Еще одна проблема возникла у нас с компенсацией стоимости пролета за собакой — она полагается инвалиду и его сопровождающему, — говорит Марина Анатольевна. — Евгении отказали в выплате, ссылаясь на то, что билеты были оплачены банковской картой сопровождающего. Но нигде в законе об этом нет ни слова. Поэтому готовимся к судебному разбирательству.

Бывших поводырей не бывает

У Марины Лысенко тоже есть верный друг — Ирис. Он самый старший из трех хабаровских четвероногих проводников. Правда, сейчас он уже, как говорят про людей, на заслуженном отдыхе. Все-таки трудовой стаж в этой благородной профессии составляет не больше восьми лет.

— Но он все равно, несмотря на болезни и старость, пытается мне помогать на прогулке, — хвалит любимца Марина Анатольевна. — Это же его миссия. Я уже его жалею, прошу мужа с ним гулять, чтобы тот не перетруждался.

Когда-то благодаря Ирису женщина после потери зрения начала новую жизнь. Он водил Марину в танцевальный класс, открытый бассейн, филармонию, научную библиотеку — словом, везде.

— Собаки для нас хоть и записаны, как средство реабилитации, все же значат гораздо больше, — уверяет Евгения. — Они — настоящие верные друзья. Наверное, самое подходящее слово не поводырь, а компаньон. 


Марина БУДЬКО, фото автора

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)